Школа танцев "Зодиак"

Описание движений ЧА-ЧА-ЧА, МАМБО, САЛЬСА - ЧАСТЬ ВТОРАЯ

E-mail Печать PDF
МАМБО, САЛЬСА, ЧА-ЧА-ЧА – ЧАСТЬ ВТОРАЯ (описание движений чачача)

Довольно часто спорят о том, являются ли сальса и мамбо одним и тем же танцем. Если мы будем судить с точки зрения техники, то сможем доказать, что болеро, румба, сон, мамбо, сальса, кумбия и другие танцы часто выглядят одинаково. Дело в том, что в современной музыке каждый танец зачастую содержит в себе музыкальные сегменты других танцев и, как следствие, их движения. Постепенно движения перемешиваются, и у танцев появляются сходные синхронизации и степы, но настроение музыки, ритм, темп и танцевальная техника у каждого танца воя, уникальная. Поэтому не позволяйте никому дурить вас технической стороной дела! Каждый танец – единственный и неповторимый. Конечно, во многих случаях можно переносить движения из одного танца в другой, но существует и множество исключений, при которых, например, темп танца предполагает такую работу ног и степы, какие ни в одном другом стиле не пройдут.

Ча-ча-ча – это повторное изобретение мамбо, и в обоих танцах есть нечто, что исполняется под одну и ту же музыку. Иногда под музыку ча-ча-ча с интерлюдией мамбо, иногда – наоборот. Поэтому важно знать оба стиля. То же самое относится к мамбо и сальсе. Самое большое различие между ними в том, что обычно сальсу не танцуют под североамериканскую музыку. Зато танцуют мамбо – и еще как.

Несмотря на африканский резонанс, у мамбо есть один, совершенно неожиданный предок – английский деревенский танец, который в семнадцатом веке превратился в контрданс французского двора и позднее в contradanza Испании. В восемнадцатом веке contradanza попал на Кубу, где стал известен как danza, национальный танец. Век спустя, с прибытием плантаторов и их рабов, бежавших с Гаити после восстаний, у danza появилась особая «пикантная» синкопа cinquillo (у танго, произошедшего от contradanza, тоже есть cinquillo).

В это же время Исконно Африканская Народная Румба (Native African Folk Rumba), которая по существу является секс-пантомимой, танцующейся крайне быстро с гиперболизированными движениями бедер, слилась с contradanza и образовала сон; к концу девятнадцатого века формализованность contradanza сменило более свободное, спонтанное танцевание. Этот новый стиль получил название данцон.

Данцон стал танцем богатых слоев кубинского общества. Сон был популярен в средних классах; румбу популяризовали американцы, превратив ее в модифицированную версию сона. Данцон благодаря творческому воображению и музыкальным новшествам дал рождение мамбо и позже сальсе.

Данцон состоял из нескольких секций, одной из них была живая кода, в которой музыканты вскоре взяли привычку импровизировать. Музыка исполнялась духовыми оркестрами (tipica); в двадцатых годах 19 века их сменили более «легковесные» чаранги (charanga). В чарангах были скрипки, иногда виолончель, пианино, гуиро, кларнет, флейта, бас и двойные барабаны (переделанные европейские военные барабаны).

Чаранги, в особенности флейтиста Aнтонио Аркано, взошли на пик популярности в конце тридцатых годов. В 1938 году виолончелист Аркано, Орестес Лопес, сочинил данцон под названием «мамбо», и в его коду Аркано ввел элементы сона, яркого музыкального жанра из кубинской провинции Ориенте. Чтобы музыканты знали, когда начинать соло, Аркано выкрикивал: «Mil veces mambo!» («Тысячу раз мамбо!»). В сальсе, стиле латиноамериканской музыки, мамбо – это название темы, которая играется в унисон ритм-секцией и служит переходом между двумя импровизированными пассажами.


Антонио Аркано

В 1959 году революционные войска Фиделя Кастро захватили власть на Кубе и многие композиторы и музыканты эмигрировали в Америку. В Нью-Йорке кубинская музыка запутанным образом смешалась с музыкальными формами пуэрториканского и американского попа. Новые стили музыки и новые виды музыкальных коллективов взорвали сцены латинских клубов. Новые инструменты производили совершенно новое звучание, и это создавало новые, фантастические интерпретации мамбо. Рядом с трубами появились тромбоны, и звук стал более металлическим. Традиционные инструменты низвели до уровня поддержки ритм-секции. Музыка стала дикой, стильной и ужасно популярной. И тогда, в шестидесятых, с приходом «Биттлз» пузырь лопнул. Популярность латинской музыки в Северной Америке и Европе пошла на убыль. Нужно было что-то делать. И в начале семидесятых «Fania records», нуждаясь в продвижении своих артистов и музыки, взялась за решение проблемы. Потребовалась новая марка для продукции, такая, которая привлекла бы внимание рынка. Сальса!

Развитие музыки и танца продолжается и уже больше не ограничено географически творческими талантами Карибского бассейна, Майами или Нью-Йорка. Новые коллективы и музыкальные вариации появляются в Колумбии, Европе, Австралии и Японии.

Мамбо, ча-ча-ча и сальса относятся к категории Латинских Уличных Танцев (Latin Street Dances) потому, что в их «не-бальных» формах не существует никакой формализации. После того, как вы оттачиваете базовые движения, можете изобретать все, что угодно, лишь бы это вписывалось в музыку. Не существует правильного или неправильного способа танцевания: есть только два правила – веселитесь и танцуйте в ритм!