Я вспоминаю, как впервые услышала сальсу. Я была на третьем курсе университета и брала уроки для начинающих в центре отдыха университетского городка. Я не знала ничего о клаве* и о том, нужно танцевать на раз или на два. Знала только, что от музыки мне хочется двигаться и что иногда мне удается почувствовать, как она бежит по венам. Меня, новичка, музыка захватила целиком: я слушала, как разные инструменты производят разные звуки, делают это в разных ритмах и с разнообразными синкопами. Раньше я увлекалась хип-хопом, в котором бит – сердце музыки. Поэтому мое тело просто отдавалось песне… и, если в песне были удары, я выражала их резкими, отрывистыми движениями, а, если были трели, я имитировала их при помощи тела и синкоп ногами. Заметьте, тогда я определенно не была сальсерой. Я была простой девушкой, которая умела почувствовать сердце и душу музыки, как если бы это было жизненно важно. Я интуитивно знала, где сбавить темп, где ускориться, где сделать резкое движение, а где – плавно перейти к следующему. Я просто хотела танцевать, танцевать под невероятные звуки, которые слышала. Сальса – это сердечный ритм танца, а его игнорировать невозможно.
Сейчас, когда я считаю себя сальсерой, я по-прежнему чувствую этот сердечный ритм музыки. Я выучила все о клаве, я могу танцевать на раз и в обоих вариантах на два, я могу танцевать руэду де казино, гуагуанко, и так далее и тому подобное. Но во всем этом богатстве знания и опыта есть одна важная вещь: нужно не только чувствовать, но и понимать музыку. Действительно сильные танцоры сальсы выделяются в танцующей толпе не потому, что знают все возможные комбинации, и не потому, что выделывают трюки, которые прямо-таки бросают вызов смерти. Мое внимание захватывает не это. Просто пара выглядит так, словно составляет с музыкой одно целое. Словно композиторы и певцы делают музыку специально под их движения, синхронизацию и стиль. Композитор делает паузу – танцор замирает, в музыке есть синкопа – ноги не отстают; пара обладает таким стилем и темпом, что отделить это от музыки невозможно. Песня играет только для них, и им принадлежит весь танцпол.
Сейчас, накопив определенный опыт, я выхожу в клубы и на вечеринки в поисках мужчин, которые знают, что с этим опытом делать; мужчин, которые в ведении и стиле действуют так, как если бы сами были музыкой. Как я дошла до такого уровня? Есть несколько простых приемов, которые мне помогли. В общем, если вы новичок, середнячок или даже продвинутый танцор, желающий научиться расти вместе с музыкой, чтобы стать не танцором на раз и не танцором на два, а танцором САЛЬСЫ, вот вам несколько советов. Первый – слушайте сальсу дни и ночи напролет. Когда я впервые начала относиться к сальсе серьезно, я перестала слушать радио и полностью перешла на диски с сальсой. Я завалила себя целой кучей песен и через некоторое время научилась разбираться в инструментовке. В один день я слушала духовые, в следующий – пианино, а на третий сосредотачивалась на скрипке. Если ты постоянно в музыке, она постепенно становится твоей второй натурой.
Если достать хорошую сальсу для вас проблема, поболтайте с диджеем в местном клубе (у него всегда для вас что-нибудь найдется, в противном же случае он посоветует хорошее место, где можно закупиться) или поищите музыку в интернет-магазинах. Второе – выберите песню, под которую вам очень нравится танцевать и которая обязательно крутится в каком-нибудь клубе, и слушайте ее целую тысячу раз. Зачем? Затем, что второй шаг – это запоминание битов, ритмов, пауз и инструментовки одной песни. Как только таких песен наберется штук десять, у вас появится слух на определенные музыкальные паттерны, и вы сможете распознавать их, даже если песня вам незнакома. Если вы выбираете именно песню, которая вам нравится, ее будет легче слушать постоянно. Кроме того, приятнее будет делать следующий шаг. Третье – начинайте двигаться под звуки песни. Забудьте о «на раз» или «на два», просто старайтесь почувствовать звуки, ритмы и паузы, и двигайтесь именно под них.
Если не знаете никаких движений и не можете ничего придумать, то в следующий раз, как придете в клуб, сядьте и смотрите, а еще лучше, снимайте накамеру. Дома будет чем заняться. Признаюсь, очень многое в моем стиле выпрошено, одолжено и своровано у лучших танцоров и инструкторов.
Ну да ладно. Теперь у вас есть несколько движений, которые вы хотите использовать в столь полюбившейся вам песне. Вы в клубе. Не мучьте себя и не путайтесь в десяти разных движениях, если чувствуете, что еще к этому не готовы. Берите одно за раз и работайте над ним; так вы будете гораздо лучше смотреться. Потом найдите себе какого-нибудь надежного партнера и станцуйте вместе. Если ошибетесь, волноваться не придется, потому что это не соревнование, а тренировка и, прежде всего, развлечение.
Кажется, пришло время уничтожить искусственные барьеры. Я ведь знаю, что они существуют не везде. В клубе я встретила солдата из Пуэрто-Рико, он пребывал в нашем городе уже месяц. Он сказал мне, что так и не смог понять, как мы здесь танцуем на раз и на два. Мол, в Пуэрто-Рико люди просто делают то, что им велит делать музыка; он назвал это «уличным танцеванием». Я решила с ним станцевать. Ничего подобного раньше не испытывала. Он не только танцевал со мной под музыку и делал это с учетом инструментовки… из-за его ведения я просто не могла вести счет… это иначе не объяснить, кроме как сказать, что музыка завладела нами обоими. Мне жутко понравилось, я попросила его станцевать со мной еще раз. И в этот раз он танцевал вместе с музыкой, да еще и делал паузы, когда она замирала… он танцевал с музыкой, потому что слушал ее. Обычно именно я заставляю мужчину сделать паузу, когда ее надо сделать, а здесь все шло естественно и непринужденно. Смысл? Тело должно делать то, что ему велит делать музыка.
Основной итог логичен и прост. Музыка – это источник танцевания сальсы, поэтому, вместо того, чтобы погружаться в бесконечные жаркие споры, стоит просто погрузиться в музыку и почувствовать ее, быть на раз или на два или на сколько угодно – лишь бы быть с музыкой. Если мы в самом деле хотим создать единство сальсерос, давайте гордиться тем, что мы непохожи друг на друга. Подумайте, какая скука царила бы, выгляди мы все одинаково. И давайте не зацикливаться на этом счете. Если бы в песнях не было б ничего другого, они бы все состояли только из циферок, и инструменты были бы ни к чему. ЧУВСТВУЙТЕ МУЗЫКУ, ИГРАЙТЕ С МУЗЫКОЙ, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ МУЗЫКОЙ – ВСЕГДА!!! Помните: сальса появилась не потому, что люди до нее танцевали в тишине и им просто понадобился музыкальный фон. Сальса – это форма выражения. Людям нужно было двигаться под музыку и ритмы, которые они слышали. Первой появилась музыка, затем – танец. Танец под музыку должен остаться первым. Не дайте сальсе умереть, пусть ее музыкальное сердце бьется.
* клаве (clave) – ведущий ритм в сальсе, определяющий тон или структуру песни. Прочитать о нем можно на www.agnostus.ru/on2beat.php
< Предыдущая | Следующая > |
---|