Школа танцев "Зодиак"

«До-Театр»: «Безнадежные игры» и «Палач»

E-mail Печать PDF

«ДО-ТЕАТР»: «БЕЗНАДЕЖНЫЕ ИГРЫ» И «ПАЛАЧ»

В июне в Санкт-Петербург приезжал со своими гастролями «До-Театр». На этот раз его труппу приняла у себя сцена «Мюзик-холла», уже привыкшего к современным танцевальным постановкам и физическим театрам.

«До-Театр» был основан как экспериментальный театр в 1987 году. Сейчас он считается одним из самых влиятельных театров, вышедших из постсоветской России. Труппа «До-Театра» была пионером в стиле экстремального физического театра. Находясь в эпицентре петербургского экспериментального искусства, «До-Театр» сумел создать свой собственный неповторимый стиль: брутализм движенческих форм, черный юмор, визуальный экспрессионизм и, вместе с тем, специфическая чувственная поэтика, меланхолия и лиризм.

С начала 90-х годов компания заняла особое место в мировом театре, появляясь в разных уголках земного шара: в Восточной и Западной Европе, Америке, Канаде, Корее и Австралии. Сейчас «До-Театр» базируется в Аахене (Германия) и продолжает свою гастрольную деятельность по фестивалям всего мира. И вот, «До-Театр» приехал в родной Петербург, чтобы отпраздновать свое 20-тилетие, показав две свои самые успешные постановки: «Hopeless Games» и «Hangman».

«Безнадежные игры»/«Hopeless games»

Спектакль получил Edinburgh Festival Fringe First Award’99.

Причудливая трагикомическая история, исполненная тайного волшебства и диковинной магии. Мы находимся на старой заброшенной железнодорожной станции. Забытые вещи лежат на безлюдных платформах. Последний поезд ушел давным-давно. Пустынный перрон, обветшалый и пыльный, ржавое время застряло в стрелках недвижных часов… Но раз в год это на вид безлюдное место возвращается к жизни, появляются призраки бродяг, явившихся сюда в поисках утраченной радости и потерянного пути, они пришли сюда, чтобы сыграть в игру…

Этакая ретро эстетика: маленькие шляпки, костюмные пары, пальто, чемоданы и паровоз (пар, звуки едущего поезда, изображение на огромном экране задника сцены). Все в темноте, танго красных перчаток. Синий свет, протяжная музыка. А через десять минут мы уже там, где девушки толкаются и кокетничают под легкую фривольную музыку невидимого тапера. Не без эксцессов – кому-то после долгих приготовлений аккуратно бреют голову топором. Кстати, танцоры-то лысые! Своеобразно смотрится шляпка на лысой голове танцора. И странное действо – танец с чемоданами. Чемоданы привязаны к потолку на веревочках, которые сразу не замечаешь так, что они кажутся летящими. От спектакля ощущение чего-то ностальгического, но вместе с тем он не кажется совсем уж устаревшим. Кстати, участие в нем принимал не только основной состав «До-Театра», но и некоторые наши танцоры.

«Палач»/«Hangman»

Слияние разных театральных и танцевальных форм, пьеса, сочетающая в себе элементы Театра Абсурда и современного танца. Палач – это игра и персона одновременно. Наивность шутовского фарса преисполнена черного юмора. Странная, комичная и волшебная история забирает нас в темное, бредовое место, освещенное вращающимися лампами и полное резких теней, где три персонажа Проклятой Троицы: Слепой, Глухой и Немой, играя в своего рода «Преступление и Наказание», разгадывают бесконечную головоломку «Кто жертва?», «повесить-или-оставить-в-живых?» (hang-or-man).

Тут тоже присутствует некий налет времени не этого века: ему способствует стрекот печатной машинки и старые газеты. Музыка тикает, все движется, каждый занимается своим делом. Две дамы в подвешенных на вешалку пиджаках. Двое мужчин жмут руку и один из них спрыгивает со стола с петлей на шее. В конце – песок, сыплющийся под тусклым светом лампочки на людей в шляпах.

Игра слов, игра в виселицу. Множество странных образов: на краю сцены во время спектакля постепенно появляется маленькая виселица, как в детской игре, но на этот раз не на бумаге. А на заднике сцены буквы H A N G M A N складываются в разные комбинации.

Между прочим, весь реквизит «До-Театр» возит с собой – в частности, немецкие газеты, использованные в «Палаче» и создающие особую атмосферу.