Школа танцев "Зодиак"

Краткая история American Tribal и American Fusion

E-mail Печать PDF
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ AMERICAN TRIBAL И AMERICAN FUSION
От исконных до новых американских стилей

Сегодня в Америке множество стилей беллиденса. Ученицам важно изучать и исполнять различные стили – до тех пор, пока они не найдут тот или те, которые их привлекают, подходят их личностям и в которых они смогут выступать на высшем уровне.

Выступая с 1975 года и обучая беллиденсу и народному танцу с 1976 года, я повидала в этом искусстве множество перемен и циклов развития. Сегодня у учениц есть большая свобода выбора, но, беседуя с ними, я обнаруживаю, что мало кто знает о различиях в стилях американского беллиденса. Данная статья – попытка помочь им понять, что имеется в виду под этими самыми «стилями».

Статья разделена на две части: Беллиденс и Фольклорный/Народный танец (Folkloric/Folkdance).

Беллиденс

Четыре основных вида беллиденса – это Исконный (Native), который всегда отождествляют со страной происхождения (египетский стиль, ливанский стиль, турецкий стиль и т.д.); Племенной/Интерпретационный/Переходный (Tribal/Interpretive/Transitional), разработанный Fat Chance Belly Dance из Калифорнии и отождествляющийся с ними; и Синтезированный американский стиль (American Fusion), представленный такими танцовщицами как Nerine Avital, Ayesha, Ne-Kajira Jannan, Kehlila Nasnan и другими.

Native

Речь идет о стилях беллиденса, привязанных к той или иной стране. Их можно наблюдать в кабаре или ночных клубах этой страны, или же в клубах других стран, где выступают с этими стилями. Например, в «Greek Village Café» вы, скорее всего, услышите греческую музыку и увидите греческий стиль танца, который обычно исполняется в довольно быстром темпе. А в «Cairo Club» будет играть арабская музыка особого рода, написанная специально для беллиденса, и танцовщицы будут выступать в египетском стиле.

Сегодня в Америке очень популярен египетский стиль. Танцовщица использует нежные, едва различимые движения для интерпретации музыки и обладает замечательным контролем над мускулами и ясным пониманием нюансов мелодии и ритма. В этом стиле большее внимание уделяется телодвижениям, нежели работе с платком, taqsim’ы обычно исполняются стоя, а технике шимми предъявляются большие требования и в танце она может выходить на передний план, тем самым давая танцовщице возможность продемонстрировать качество контроля над телом. Выражать эмоции исполняющая должна четко в соответствии с музыкой.


Египетский стиль


Существуют определенные прения относительно правильного названия этого стиля. Некоторые люди считают, что танец следует называть Raks al Sharqi (или Raks Sharki), другие, в том числе и Hossam Ramzy, выступают за Beladi. Три моих любимых исполнительницы египетского беллиденса – это A'isha Azar (чья способность давать четкие указания и понимать ремесло просто поражает), Cherise Cynar из Айдахо и Nabeela al Shalimar из Сиэтла. Эти танцовщицы делают каждое свое движение примером грации, изящества и точности, одновременно безупречно выражая эмоции.

«Иорданский» стиль беллиденса был популяризован в поздние семидесятые на Северо-Западе США. Хотя в действительности он не являлся исконным стилем, таковым его заставила выглядеть Badawia, которая выступала в изысканно-изящной, приземленной, сверхтеатральной манере, демонстрируя сырые эмоции и физическую силу. Badawia обучила многих своих учениц феноменальным движениям на полу, которые с тех пор стали ассоциироваться с данным стилем; требующая хороших физических показателей, эта техника floor work производила неотразимое впечатление. В иорданском стиле все движения представляют собой сочетание результатов хорошего мышечного контроля и высвобождения энергии. Благодаря энергичной технике шимми ¾, требующей совершенного владения бедрами, создается ощущение, что бедра вообще не контролируются! Ne-Kajira Jannan из Орегона до сих пор выступает со множеством разновидностей шимми ¾ этого стиля, объединяя их в танце с развитой работой бедер и корпуса и мощными движениями на полу; кроме того, она преподает все это новому поколению танцовщиц.

Турецкий стиль появился в 1975 году с прибытием поздней Shara’ы Flavin. В то время как по всей стране исполнялись точные, подконтрольные движения tribal/interpretive, энергичные, гиперболизированные рывки корпусом и бедрами повергли многих танцовщиц в шок. Этот танцевальный стиль придерживается свободных, неопределенных движений, музыка зачастую энергичная, витиеватая, яркая. В семидесятых для этого стиля прекрасную музыку писал Ozel Turkbas – если сможете найти эти альбомы, обязательно покупайте! (их уже не выпускают). Shara преподавала танец в Puget Sound (Вашингтон) много лет и благодаря ей турецкий стиль появился в репертуаре многих танцовщиц. Сегодня самая известная исполнительница турецкого беллиденса – это, наверное, Eva Cernik.


Eva Cernik


Беллиденс греческого стиля, характерным явлением которого стала музыка Jimmy Linardos, обычно начинается быстро и яростно, затем следует трех-четырехминутная работа с платком, медленная работа с полом и развитая техника шимми; танец почти всегда заканчивается на 9/8. Танцовщица должна не только поддерживать быстрый темп на протяжении почти всего танца, но также играть на цимбалах и при этом сохранить силы для сложного и очень быстрого 9/8. В Вашингтоне лучшие представители стиля - Alexandra, Delilah, Suzanna Del Vecchio, Ne-Kajira Jannan, Zaphara и участницы Babylonian Ensemble. Zaphara до сих пор продолжает выступать и преподает разновидность этого танца под арабскую музыку.


Suzanna Del Vecchio



Babylonian Ensemble


Иракский стиль появился в 1980 году, когда женщина по имени Mafi начала давать частные уроки. Этой уроженке Ирака нравилось учить американок, но на сцене она не выступала. Хотя Mafi любила смотреть, как другие выступают на публике, сама она считала, что танец должен исполняться в интимной обстановке только среди женщин. В кладовую танцевальных навыков она принесла необычные падения, отточенную технику шимми, разнообразные позы и гордую, прямую осанку. Mafi подчеркивала, что женщина всегда должна выглядеть гордой собой и уверенной. Насколько я знаю, на Северо-Западе отдельно этот стиль больше не существует: его движения стали частью стилей interpretive и fusion.

Существуют разные варианты стилей native. Так, ливанский стиль, которому обучала поздняя Ibrahim Farrah, на восточном и на западном побережьях встречается в немного различных формах. Турецкий и египетский стили объединяются с идеями хореографии американского танца и благодаря этому эволюционируют в нечто новое. Этнологи танца, путешествующие с камерой и магнитофоном, ежегодно обнаруживают новые стили. Американские танцовщицы, выступающие во многих странах, вносят вклад в развитие этого захватывающего танцевального жанра.

Tribal/Interpretive/Transitional

Он родился в Калифорнии под влиянием Jamila’ы Salimpour и ее труппы, Bal Anat. Знаменитости семидесятых (Karija Dossett, Qasim, Carol Fulcher, Mish Mish, Badawia и другие) продолжили развивать этот специфический стиль и обучать танцовщиц его многочисленным и разнообразным элементам.

«Beladi Centre of Traditional Dance» Karija’и Dossett в Сиэтле стал родным местом для многих танцовщиц; благодаря Karija’и Dossett с ее высокими стандартами и программой обучения педагогическому мастерству появилось множество квалифицированных инструкторов. Совершенная танцовщица, Karija Dossett была также и учителем народного танца: она путешествовала по многим странам и собрала удивительную коллекцию народных костюмов. Ее знания и обходительная манера преподавания внесли большой вклад в искусство беллиденса.

В семидесятых появилось большое количество трупп, которые распространяли и прославляли tribal: Bou Saada, Baba Karim, Amaal Dance Ensemble and Theatre, Dandara Dance Ensemble, Karavans Dance Troupe, Babylonian Ensemble и масса других. Благодаря Bou Saada и их колориту и драматичности родилась целая плеяда новых трупп, стремящихся к такому же совершенству.


Bou Saada


В категорию interpretive входят также танцы с саблей и другие реквизитные танцы, в том числе с корзинами и горшками. В танцах с саблей исполнительница удерживает одну, две или большее число сабель на голове, запястье, бедре и т.д. Цель – демонстрация чувства равновесия и навыков обращения с оружием. Одна из лучших танцовщиц с саблей – Charani из Вашингтона с ее могучими, медленными движениями. Она, бывшая участница Amaal Ensemble, до сих пор преподает в штате Вашингтон. Charani заканчивает свое выступление, удерживая на голове две сабли и при этом совершая вращения. Еще один хороший пример танца с саблей – выступления Alfredo из Орегона, который объединяет в своем шоу изящество и мужественность.


Luiza Almeh с саблей на голове


Сегодня в Ливане способы использования реквизита в групповой хореографии современного танца отличаются от его применения в народной танцевальной традиции. Играя на определенную тему, скажем, «время жатвы», танцоры выходят с косами и двигаются так, будто косят пшеницу; затем появляются женщины, которые танцевальными движениями собирают пшеницу в корзины, веют зерно и уносят его домой. В этих танцах, основанных на народной традиции, отчетливо заметно влияние балета с его театральным использованием бутафории.

Также в танце используются и другие предметы: ленты, пелерины, фигурки змей и так далее. Большинство разработанных номеров выступлений основаны на народных традициях танца с тростью, работы с саблями и других фольклорных двигательных искусств. А в некоторых из них можно увидеть аналогии с древними традициями «hieros gamos»*.


Минойская богиня со змеями, о. Крит, 1600 год но н.э.


Но transitional/interpretive сделал еще один шаг вперед - и появился стиль American cabaret, или American interpretive bellydance. Это эклектичная смесь стилей native и interpretive. Сегодня ее демонстрируют нам Saqra, Azura, Yasmin, Samara Dancers и другие.


Saqra


Со временем танцевальные компании привнесли в хореографию беллиденса другие формы движения. К началу восьмидесятых появившийся феномен обозначили как «театр танца» («dance theatre») – он был тематическим и его хореография включала в себя элементы беллиденса, африканских танцев, балета, interpretive и многих других танцев. «Театр танца» на долгие годы стал успешным и перспективным форматом.

Типичным его представителем был Amaal Dance Ensemble and Theatre (1976-1994). Поскольку участники этого объединения изначально жили в разных штатах, они обучались у разных учителей совершенно разным стилям. Поначалу Amaal Dance Ensemble and Theatre выступал с «аутентичным» народным танцем и несколькими исконными стилями беллиденса. Но благодаря собственному опыту участники разнообразили хореографический репертуар, и танец постепенно превратился в смесь разножанровых движений и техник. Amaal Dance Ensemble and Theatre ежегодно преподносил зрителю несколько сценических шоу в формате «театра танца», составленных из стиля transitional/interpretive/tribal и его стилизованных костюмов.

В этих постановках также были представлены folkloric и folkdance и соответствующие наряды. Чтобы зритель как можно четче осознал различия стилей, Amaal Dance Ensemble and Theatre приглашал принять участие в выступлениях и несобственных танцоров, которые специализировались в том или ином стиле.

American Tribal

Этот стиль так прочно ассоциируется с калифорнийскими Fat Chance Belly Dance, что многие считают данную труппу его яростными приверженцами. Благодаря стараниям директора FCBD, Carolina’ы Nericcio, сегодня под влиянием American Tribal находятся множество людей и трупп. Точные движения, характерные костюмы и дух племенного сестринства – вот лицо этого стиля. В большинстве музыкальных тем, которые используются American Tribal, доминирует мощная ритм-секция. Еще один блестящий пример стиля - The Gypsy Caravan из Орегона.


Fat Chance Belly Dance


American Fusion

Это уникальное творение Америки; смесь и transitional и interpretive, и cabaret и ethnic, исконных стилей и других танцевальных жанров. Хореография (и труппы и соло) может включать в себя движения нескольких беллиденс-стилей (египетского, ливанского, турецкого, греческого и т.д.), индийского танца, народного танца (Морокко, Ghawazi, Ouled Nail и других), American Tribal, балета, модерна, джаза, африканского танца и других искусств тела.


Fusion в исполнении Troupe Hipnotica


American Fusion использует музыку множества стран, но в настоящее время упор делается на средневосточных, африканских и средиземноморских ритмах, хотя обычным делом стали и кельтские. Этот стиль не провозглашает себя «настоящим беллиденсом Среднего Востока» - и все, кто в нем выступает, обязаны донести это до зрителей. Можно опубликовать эту информацию на афишах, или же объявить устно на выступлениях. Исполняющие American Fusion должны гордиться этой новой замечательной формой танца! Но также они должны помогать тем, кто решил изучить и спасти от гибели аутентичные танцевальные формы, понимая, что старые танцы ничем не хуже новых. В стиле American Fusion танцуют множество солистов и трупп, в том числе Nerine Avital, Ja-Hara Dance Ensemble, Ne-Kajira Jannan, Aurea Shiri и Kehlila Nasnan.


Nerine Avital


Многие сторонницы American Fusion обнаружили, что впечатляющая емкость стиля и неограниченные возможности позволяют изучать эмоциональные процессы и духовность женщины, даже самой женственности. Стиль полюбился поборникам нового исторического исследования о женщинах- королевах-жрицах: эти люди нашли в American Fusion атрибуты, присущие древнему танцу женщины, наделенной жрической властью. Особенно продвинулась в привнесении духовности в танец танцовщица Delilah. В настоящее время American Fusion для создания впечатления еще большей мощи и дисциплинированности привносит в танец движения боевых искусств.

Folkloric и Folkdance

В мире исполнительных танцевальных искусств оба этих стиля являются популярным дополнением к сценическим шоу. Folkloric и Folkdance очень важны для понимания истории, культуры и нюансов беллиденса. Поэтому такие коллективы как Ja-Hara Dancers, Sabah Ensemble требуют от своих участников, чтобы эти стили являлись частью их рутинной тренировки.

Folkloric Dance обычно ассоциируется с определенной племенной или этнической группой или с неким «близким к земле» имиджем. Под категорию folkloric подпадают и interpretive и «аутентичные» танцы; кроме того, к ней относятся также и групповые танцы: Guedra, Ghawazi, khaleeji, Ouled Nail и танцы женщин Бахрейна. Традиционным для folkloric является использование трости, корзин и горшков – как в унисон, так и соло. Сегодня многие танцовщицы специализируются на индивидуальных формах выступления. Типичные представительницы - Aisha Ali и Medea; первая известна за свою профессиональную компетентность в области народного танца, вторая – за невероятную преданность танцам Ghawazi. Helen Dagley познакомила с танцем Бахрейна тихоокеанский Северо-Запад. Mish Mish из Сиэтла также сыграла большую роль в распространении народных стилей. А Morocco из Нью-Йорка – сильный эксперт в исторических и культурных аспектах folkloric. Стоит также упомянуть Laurel Victoria Grey из Вашингтона.


Aisha Ali


Folkdance – это категория преимущественно групповых танцев, которые ассоциируются с отдельными странами и содержат определенные степы, исполняющиеся под определенную музыку. Их формы по всей стране могут быть очень похожими или же содержать некоторые различия в исполнении, которые позволяют определить не только возраст танца, но даже деревню, где он появился. Эти танцы находятся в постоянном развитии: люди без конца добавляют новые степы или комбинации. Типичные танцы категории folkdance - Ali Pasa и Coskun Coruh из Турции, dabkas из Ливана, Varihasapiko и Karagouna из Греции и Македонии, Troika из России и Daron E из Армении. Прекрасный пример эволюции folkdance – израильские танцы: после Второй Мировой Войны они стали использовать музыку многих наций и подарили новое рождение старой хореографии и лирике. Ne-Kajira Jannan проводит мастер-классы folkdance в танцевальных организациях и школах и распространяет информацию о том, что изучение стилей folkdance – замечательное подспорье в сценической деятельности. В начале семидесятых и восьмидесятых годах folkdance развивали Batiste, Nelda Reid, Karija Dossett и многие другие педагоги. Сейчас folkdance добавляют в свой репертуар такие коллективы как Ja-Hara Ensemble, Samara Dancers и Sabah.

Не имеет значения, практикуете вы чистые стили native, fusion или же разрабатываете собственный стиль – если танец будет исполняться в правильной технике и с изяществом, если исполнитель будет знать свое тело и выступать с гордостью, мощно и весело, если будет выступать Личность, танец останется Танцем, и мы в «Tribal Where?» отпразднуем его многоликость и созидательную силу!

* hieros gamos – греч. "Священная свадьба" - в древних культурах символизировала творящее единство неба и земли, мужского и женского начал, бога и богини, часто ритуально выражаемое в виде совокупления верховного правителя (царя) с жрицей, которая воплощала богиню, т. е. женское начало мировой целостности. Только таким путем, по представлениям древних, можно было обеспечить плодородие и космический порядок в наступающем году (apress.ru).