Школа танцев "Зодиак"

Шимми плеч: три уровня мастерства

E-mail Печать PDF
ШИММИ ПЛЕЧ: ТРИ УРОВНЯ МАСТЕРСТВА

Принципы движения

Принцип 1.

То, где движение видится и то, где оно производится – две разные вещи.

Думайте об этом вот так:

Предположим, у вас есть флаг на длинном шесте и вы размахиваете им в разные стороны. Что вы видите в первую очередь? То, как движется флаг. Или, конкретней, движение конца шеста и следом за ним – флага, который увеличивает видимость движения. Но само движение генерируется на том конце шеста, который вы держите в руках, а он почти не движется.

Принцип 2.

Люди видят то, что легче всего заметить.

Если вы знаете и понимаете частный способ «делания» вещей, вы будете смотреть на другие вещи с позиций этого частного способа. Как западные люди, мы думаем, что движение идет из концов конечностей, а не из центра тела. Поэтому, когда мы наблюдаем за движениями, которые создаются в центре, чтобы проявиться «на периферии», мы обычно видим так, как если бы они сразу создавались на периферии, и, таким образом, упускаем почти весь процесс их создания.

Мы видим флаг и не замечаем человека, который им машет.

Со временем мы можем начать замечать шест, а затем и человека, но в самом начале наша осведомленность основывается на вещах, которые мы уже знаем. Жаль, часто дальше них дело не идет.

Давайте применим эти два принципа к танцевальному степу. Представляю вам упражнение из моих занятий – для него потребуется:

Карандаш или ручка, пластиковый стаканчик, изолента (скотч).

Все готово? Тогда начинаем.

Плечевой шимми: уровень новичка

Сначала предисловие. В этой части я собираюсь подавать материал для новичков, которые незнакомы с основами восточного движения. Если вы продвинутая танцовщица или профессионалка, постарайтесь вспомнить, как вы учили плечевой шимми… наверное, с того времени вы уже во многом изменили манеру исполнения и приблизились к настоящей средневосточной технике. Но все равно данное упражнение вам небесполезно: оно иллюстрирует различия в подходах и то, как можно от западной техники перейти к средневосточной.

Сперва давайте займемся западным движением. Той техникой, с которой большинство из нас начинали изучать шимми плеч.

Обычно мы делаем шимми плеч, поочередно выдвигая вперед то одно, то другое плечо. Или, если конкретнее, совершаем два одновременных движения: одно плечо вперед, другое – назад, зачастую на высоком темпе стараясь сохранить плавность и синхронизацию, так, чтобы каждое плечо проходило одно и то же расстояние на одной и той же скорости. Для чего это все? Чтобы бахрома на наших бюстгальтерах начала эффектно двигаться.

Ниже приведены несколько схем, чтобы пояснить мою мысль. Они немного убогие, но ваше воображение это компенсирует. Представьте, что вы сверху смотрите на макушку танцовщицы, а сама танцовщица стоит лицом к верху вашего монитора. Овал – это ее грудь. Цветная фигурка – это линия ее плеч, идущая от плеча к груди, затем от груди к другому плечу и, наконец, к позвоночнику. Черный кружок в середине – это центр груди – основная точка движения.

Вот наша танцовщица. Она готова попробовать станцевать шимми плеч в первый раз. На картинке слева - левое плечо, справа - правое плечо, сверху - грудь, снизу - позвоночник.



Сначала она передвигает вправо правое плечо…



Затем передвигает вправо левое плечо…



И получается очень западный стиль шимми с большим количеством движений плечами и маленьким – движений бахромы на бюстгальтере…



Вот движение на полную скорость…



Теперь ваша очередь попробовать то же самое.

Маленький вопрос… когда вы это делаете, как думаете, какая часть тела движется?

Подождите. Не читайте дальше, пока не придумаете ответ.

Придумали? Тогда продолжаем.

Вот обычные ответы в порядке их популярности:

- Мои плечи (ведь это шимми плеч!)
- Бахрома на моем бюстгальтере (потому что именно ее я пытаюсь заставить шевелиться)
- Моя грудь и мышцы спины (потому что они заставляют двигаться плечи)


Немного отвлечемся.

Ваши мозги устроены так, что могут держать в уме одновременно множество замечательных вещей. Но фокусироваться они могут только на одной из них за раз. Поэтому, если вы фокусируетесь на движении правого плеча вперед, вы не сосредотачиваетесь на движении левого назад (даже хотя можете думать о том, что оно двигается). Именно из-за этого шимми иногда получаются неровными, особенно на ранних этапах обучения.

Плечевой шимми: средний уровень

Теперь сделаем одно упражнение, чтобы понять, что на самом деле происходит во время шимми плеч и как заставить его выглядеть чуть-чуть восточнее…

Зажмите карандаш указательным и большим пальцами – он должен располагаться горизонтально земле. Делайте пальцами легонькие колебания, так, чтобы концы карандаша покачивались вверх-вниз.



Обратите внимание:

- Концы карандаша движутся быстрее и дальше, чем другие его части
- Середина карандаша, зажатая вашими пальцами, почти не двигается
- Части между концом карандаша и вашими пальцами движутся меньше, чем концы и больше, чем середина
- Концы карандаша всегда идеально противоположны друг другу, карандаш всегда идеально прямой

Думайте о шимми таким образом:

А что, если карандаш - это линия, идущая от одного плеча через грудь до другого, его кончик – на одном плече, а стерка – на другом?

Теперь сделайте шимми еще раз. Точно так же, как делает его карандаш. Линия между плечами должна быть прямой: движение одного плеча вперед зависит от движения другого назад и наоборот.

Вот, чем это вам должно помочь:

- Теперь вы можете фокусироваться на плечах как едином целом, вместо того, чтобы думать о левом и правом отдельно. Вы можете двигаться в естественном противоположении и тем самым улучшать синхронизацию.

- Так вы можете связывать движение плеч с грудной клеткой, и плечи уже не будут двигаться независимо от ребер. А это означает, что ваше плечевое движение превратится в движение бахромы на бюстгальтере, то есть первопричину всего шимми. Пока что бахрома на бюстгальтере движется не так эффектно, как бахрома на плечевых эполетах, но мы к этому еще вернемся.

- Ваши мышцы груди и верхние мышцы спины теперь действуют более равномерно и спокойно, что вовлекает в работу брюшной пресс и мышцы середины спины. Как результат – более мягкое, более согласованное движение. Больше уравновешенных шимми и меньше сбоев.

Вот снова наша геометрическая танцовщица. Она готова показать улучшенную технику.



Сначала она передвигает правое плечо вперед, соблюдая прямоту линии между плечами и синхронно используя грудную клетку…



Затем она точно так же передвигает вперед левое плечо… Заметьте, как при этом поворачивается грудь.



А вот законченное движение с увеличенным движением бахромы и улучшенной координацией…



И на полной скорости…



Сравним две изученные техники:


Техника новичка
Каждое плечо движется вперед, движение не связано с грудью


Техника среднего уровня
Одно плечо вперед, другое по прямой с первым назад, движение зацентрировано в груди

А теперь еще раз помашите карандашом. Обратите внимание:

- Движение образуется в центре

Помните, как мы начинали? Сначала вперед одно плечо, потом – другое…

Но ведь на самом деле мы создаем движение не в плечах… плечи – это только флаг. А двигаем мы центром – грудью и верхом спины, и помогаем мышцами средней части спины и брюшным прессом.

Движение образуется в центре, так же, как и у карандаша.

Итак, сделайте ваш шимми еще раз. Помните, что от плеча к плечу у вас пролегает прямой карандаш, а первоосновное движение производит центр. Двигайтесь так, как будто ваши плечи-ребра-грудь-спина – одно целое, ориентированное на черную точку внутри груди.

Теперь мы очень близки к механике настоящего средневосточного движения… движения, которое идет из центра и проявляется по краям.



Как только у вас начнет получаться, вы, наверное, подметите, что:

- Так вы не сильно и напрягаетесь
- Вы можете оставаться более расслабленной
- Вы можете делать более мягкие, нежные движения
- Вы двигаетесь ровнее и, вероятно, быстрее (если нет, то придет с практикой)
- Теперь вы используете брюшной пресс и середину спины так же или больше, чем грудь и верх спины, потому что поворачиваете всю грудную клетку, а не ограничиваетесь толканием плечей


Вообще-то мне кажется, что «шимми плеч» - это западное ошибочное истолкование движения. Было бы правильней, если бы он называлось шимми груди.

Плечевой шимми: продвинутый уровень

Существуют еще несколько изменений, которые помогут вашему шимми выглядеть восточнее…

Давайте снова посмотрим на карандаш. Возьмите его еще раз. Помните свои наблюдения?

- Концы карандаша движутся быстрее и дальше, чем другие его части
- Середина карандаша, зажатая вашими пальцами, почти не двигается



Концы, которые движутся быстрее всего (и быстрее всего двигают бахрому), расположены дальше всех других частей от поворачиваемого вами центра. Если карандаш – это ваша линия плеч, бахрома на бюстгальтере все равно не будет двигаться так эффектно, как бахрома на эполетах. И вдобавок изученное нами движение все еще имеет западный оттенок и не так изысканно-нежно, как настоящий средневосточный шимми.

Как же добиться большего движения посредине линии бюстгальтера и меньшего в плечах?

Помните о предметах, которые нам нужны? Карандаш, пластиковый стаканчик и изолента.

Возьмите карандаш и, засунув его в стаканчик острым концом, проткните дно. Изолентой закрепите карандаш у края стаканчика.

Теперь осторожно повертите карандаш подушечками пальцев. Обратите внимание:

- Карандаш вращается на месте, но не сдвигается с него
- Часть стаканчика напротив карандаша движется быстрее и дальше других частей

На мгновение представьте, что карандаш – это ваш позвоночник, а стаканчик – грудная клетка. Край стаканчика, противоположный карандашу – то самое место, где находится бахрома бюстгальтера. Видите? Вы добились максимального движения бахромы с минимальным движением плеч.

Как перенести это на движение тела?

Начните с правильной позы:

- Мышцы брюшного пресса втянуты
- Грудная клетка поднята, но не слишком
- Спина прямая
- Плечи отставлены назад и немного вниз
- Голова поднята и равноудалена от плеч

Посмотрите, как различаются позы в технике среднего уровня и продвинутой технике:


Техника среднего уровня
Плечи по центру, грудь по центру и расслаблена


Продвинутая техника
Плечи назад, грудь поднята и направлена вперед


Вдобавок к изменению осанки, нам следует изменить направление движения. Вместо вперед теперь будет назад.

Используйте спинные мышцы, находящиеся на уровне ребер и мышцы между лопатками, чтобы потянуть ребра/лопатки/плечи вниз и назад по направлению к центру вашего тела. Движение должно быть мягким и ровным, левая сторона тела чередуется с правой. Не забывайте, что точка поворота находится в позвоночнике, а не в центре груди. Как у карандаша в пластиковом стаканчике.

И вот снова наша геометрическая танцовщица, готовая показать продвинутую технику. Заметьте, что ее плечи теперь гораздо отчетливее отставлены назад, а грудь поднята и «открыта».



Сначала она двигает левое плечо НАЗАД, сохраняя прямоту линии между плечами и позволяя двигаться груди…



Затем она точно так же двигает НАЗАД правое плечо. Обратите внимание, как грудь поворачивается вокруг позвоночника…



А вот законченное движение с поворотом, центр которого – в позвоночнике.



И на полной скорости…



Сравним две изученные техники:



Техника среднего уровня
Плечи направлены вперед, центр движения – в груди, максимальное движение по краям плеч


Продвинутая техника
Плечи отставлены назад, центр движения – в позвоночнике, максимальное движение посредине линии бюстгальтера


Чтобы по-настоящему почувствовать это движение, понадобится практика - ведь вместо того, чтобы двигаться вперед, вы теперь двигаетесь назад, используя мышцы спины и сохраняя при этом новую для вас осанку. Но как только вы овладеете продвинутой техникой достаточно, чтобы не ошибаться, ваш шимми будет практически не отличить от настоящего средневосточного движения - максимального движения бахромы с минимумом видимых усилий и минимумом физической работы.

На что это похоже – исполнять движение, которое идет «изнутри»? Я чувствую эти шимми так, словно работает только центр тела, а плечи лишь пользуются его славой.