Школа танцев "Зодиак"

Готова или нет?

E-mail Печать PDF
ГОТОВА ИЛИ НЕТ?

Об авторе: Amira Jamal – профессиональная танцовщица средневосточного танца с огромным опытом. Танцует с 1974 года. В 2004 году крупнейший журнал о беллиденсе «Zaghareet» присудил ей «Golden Belly Award» в номинации «Учительница-2004».


Амира Джамаль (нижеследующие- не ее, сообщаем по просьбе автора)


Когда ученица готова выступать и каковы необходимые для этого качества и умения? Вопросы, которые мне снова и снова задают ученицы и инструктора. Беллиденсерше ответить на эти вопросы гораздо сложнее, чем, например, балерине, которая учится с трех-четырех лет по формальной программе, затем, закончив учебу, становится маленькой мышкой в Щелкунчике, затем попадает в кордебалет городской балетной компании и после этого, может быть, выступает солисткой. Беллиденсерше ответить на эти вопросы гораздо сложнее, чем доктору, который получает образование в медицинской школе, затем в интернатуре, в кабинете врача и, может быть, в ходе какой-нибудь научно-исследовательской деятельности. И в балете и в докторстве есть утвержденные курсы образования, которые превращают ученика в профессионала. Есть ли такие курсы в беллиденсе?

Да и нет. Существуют вещи, которые танцовщица может делать, чтобы получить навыки, достаточные для профессиональных выступлений. О них и пойдет речь. Но есть и обратная сторона медали: обучение беллиденсу менее стандартизовано, поэтому никогда нельзя ответить с точностью, что такое «готова для выступлений». Моя подруга, Амина Делал, часто говорит: «Неопытность – только из-за неопытности». В каком-то смысле, готова танцовщица или нет, ей нужно шагнуть на сцену. Я сравниваю ее с хирургом. Все годы обучения в медшколе, даже все случаи, когда будущий врач работает с трупами животных, никогда не подготовят его к первому разу, когда придется резать живую человеческую плоть. Думайте о первом выходе на сцену, как будто у вас в руках скальпель хирурга. Это и страшно и возбуждающе, и это нужно сделать вне зависимости от того, считаете вы себя готовой или нет. Но, так же как и в хирургии – без долгих лет обучения работать нельзя – на сцене нельзя выступать без тренировки и образования, даже если они и не избавляют вас от страха, что вы не готовы.

Мой первый «профессиональный» опыт случился, когда я была ни полностью обучена, ни полностью образована. Все, что я могу о нем сказать – слава богу, что я была слишком наивна и не поняла, насколько ужасно выглядела. Я просто любила танцевать, и эта страсть заставила меня сделать неадекватный поступок – я могла показаться хорошей танцовщицей только тем, кто никогда танцовщиц не видел! Но я не собиралась никого дурить – я действительно не знала, каковы были стандарты профессиональных выступлений. Владельца ресторана я не впечатлила – он заплатил мне за два выступления, а отправил домой после первого. Я тогда не поняла смысл этого и продолжила строить планы – как переехать в Нью-Йорк, как продолжить обучение, совмещая его с профессиональными выступлениями и т.п. В наши дни интернета, мастер-классов, публикаций и нет оправдания тому, что не знаешь, каким должен быть профессионал. Но это тема для другой статьи. А сейчас я бы хотела написать о тренировках и образовании и узнать-таки, когда «готова» - это по-настоящему «готова».



Главная суть в том, что вы никогда не будете чувствовать себя полностью готовой. Вам надо объективно оценить уровень своего танцевального развития и решить – при помощи ручки и бумаги – подошло ли время для первого соло. Прозанимались ли вы серьезно хотя бы 18 месяцев? Посетили ли самостоятельно столько мастер-классов, сколько смогли? Посетили ли вы честно все выступления в пределах географической и финансовой зоны досягаемости, чтобы посмотреть на разных танцовщиц? Если вы живете в городе, где почти не выступают – купили ли вы столько, сколько смогли себе позволить? Есть ли у вас хороший костюм? Слушали ли вы разнообразную музыку, а не только один диск, который рекомендовала учительница? Тренировались ли под нее? Крепки ли у вас знания разных частей рутины? Хорошо ли вы умеете играть на цимбалах? Можете ли танцевать с платком более двух минут? Готовы ли вы постоянно следить за своей внешностью (хорошие зубы, бритые подмышки, здоровые волосы, подходящий грим и т.д.)?

И еще несколько вопросов: умеете ли вы определять музыку? (Например, сможете ли назвать различия между египетской и армянской музыкой? Услышите ли нью-эйдж за километр?) Знаете ли вы, как танцевать karsilam’ой – вообще, знаете, что это такое? Знаете ли, в чем разница между chiftitelli и taksim’ом? Сможете ли определить инструменты taksim’а по звуку? Берете ли вы уроки фигурного катания? Балета? Джаза? Африканских танцев? Есть ли у вас накидка, которая скрывает костюм? Предпочитаете ли вы всей доступной вам музыке музыку для беллиденса? Слушаете ли ее постоянно? В машине? Есть ли у вас возможность танцевать для подруг и друзей?

Есть ли у вас возможность выступать на ученических вечерах? Сделали ли вы хоть раз что-нибудь, чтобы станцевать там, где зрители нетребовательны – в школе, на ярмарке, в доме престарелых? Пользуетесь ли вы возможностью выступить на мастер-классах?

Составьте список вопросов и определите, что вы уже сделали. Затем определите, что еще нужно сделать. Пусть это будет вашим проектом на весну-лето. Относитесь к работе так, будто получаете диплом. Какие покупки надо сделать? Купить учебник, а не диск с беллиденсом. Подписаться на университетский журнал, а не на журнал о танцах. Посещать учебные курсы, а не мастер-классы. Ходить на учебу столько, сколько нужно, так, чтобы на танцы не оставалось ни времени, ни денег – ну, может быть, если только раз в неделю. Купить учебную форму, а не танцевальную одежду и обувь. Пройти производственную практику, а не станцевать в районных больницах.

Если вы отнесетесь к танцевальному образованию ответственно и уважительно, как к образованию университетскому, вы будете готовы выступать, даже если будете считать иначе. Ощущение и то, что есть на самом деле – две разные вещи. Посмотрите на ваш листок. Убедитесь, что сделали все, чтобы себя подготовить. Убедитесь, что на нем только опыт. Впереди у вас – сцена. Прыгайте на нее! Не верьте страху, верьте знаниям.