Школа танцев "Зодиак"

БЕЛЛИДЕНС: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

E-mail Печать PDF
БЕЛЛИДЕНС: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ



Разница между любительницей и профессионалкой – не только финансовая. Конечно, у профессиональных танцовщиц больше костюмов, и они более высокого качества (хотя и не всегда подобраны с большим вкусом). Но, что для профессионалки гораздо важнее, у нее более широкий спектр танцевальных навыков и больший объем танцевальных знаний, которые приобретаются только благодаря опыту работы.

В подготовке профессионального шоу существует множество аспектов, которые нужно планировать заранее. Очевидно, для выступления вам потребуется минимум один полный костюм (включая макияж и реквизит). Также желательно, чтобы вы преуспели в дополнительных умениях – например, в игре на цимбалах, работе с тростью или платком – которые улучшат качество вашего выступления и придадут ему оригинальности. Возможно, помимо стиля кабаре вам предстоит исполнить также фольклорные стили, поэтому нужно ориентироваться в богатстве народных танцев. Разнообразие помогает вам избежать повторов и монотонности, так что старайтесь знать и уметь как можно больше.

Сопутствующие статьи:

«Выступление: непредвиденные проблемы»
«Успешное беллиденс-выступление»
«Готова или нет?»
«Подготовка к первому выступлению»

МЕСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Если вы подключите к делу воображение и будете инициативны, для вас откроется множество возможностей выступления. Продолжительность номера зависит от типа выступления. Ниже приведены несколько рекомендаций.

Ночные клубы

Здесь конкуренция очень жесткая, и танцовщица любительского уровня, скорее всего, будет изничтожена. Вы можете заключить договор с клубом или рестораном. О времени каждого следующего выступления необходимо договариваться заранее (после выступления, в конце вечера, по электронной почте, по телефону). Также заранее договариваться нужно и об оплате (наличные, банковский перевод, электронный перевод). Заранее следует узнать, будут ли вам давать чаевые. Поинтересуйтесь у работодателя, чего он ждет от вас во время вашего выступления (с точки зрения взаимодействия со зрителями). Если вас не удовлетворяют его требования, лучше отказаться от предлагаемой работы.

Вам понадобятся флаера или визитки. Потребуйте у работодателя, чтобы он выделил вам безопасное место, где можно переодеться и хранить вещи, и охрану для сопровождения к машине или метро, если вы выходите из клуба или ресторана поздно вечером или ночью. Если для выступления вам нужны аудиозаписи, делайте как минимум две копии музыки на случай, если потеряете или повредите диск. Иногда CD-диски, записанные дома, не читаются проигрывателями, поэтому, если есть возможность, носите с собой аудиокассеты. Зачем столько предосторожностей? А вспомните закон Мерфи: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается». Заготовьте короткую приветственную речь или реплику к выступлению, но в основном старайтесь полагаться на собственное хорошее настроение, чувство юмора и терпение. И не забывайте получать удовольствие от того, что вы делаете, и почаще улыбаться.

Взаимодействие с работодателями, служебным персоналом и посетителями заведения:

Не раздавайте визитки, если в договоре обозначен запрет на работу на стороне.

Не опаздывайте.

Не спите с боссом, служебным персоналом или посетителями.

Собираясь на интервью, одевайтесь как можно лучше и будьте вежливы.

Не принимайте алкоголь, пока не станцевали все, что вам положено.

Не подсаживайтесь к посетителям и не просите их угостить вас.

Рестораны

В больших городах столько же средневосточных ресторанов, сколько средневосточных стран на карте мира. В маленьких городах этнических ресторанов немного. Но имейте в виду, что совсем не обязательно исполнять средневосточные танцы только в средневосточных ресторанах. Многие танцовщицы регулярно танцуют беллиденс в заведениях европейской кухни. Во многих ресторанах существуют приватные комнаты, в которых танец можно исполнить на заказ для нескольких зрителей.

Имейте в виду, что у работы в ресторанах есть как плюсы, так и минусы. Зачастую в ресторанах мало места для выступления и оно не приспособлено к танцеванию. Но даже в ресторанах с танцполом вы всегда должны быть настороже, чтобы не столкнуться со снующими туда-сюда официантами. Чтобы подать блюда горячими, они движутся из кухни напрямую к клиентам, и не изменяют этому правилу, даже если вы, исполняя кружение дервишей, оказываетесь у них на пути. Мясо под голыми пятками и пивной запах от волос и костюма могут быстро вывести вас из себя. Равно как и люди, которые сосредоточены скорее на поглощении пищи, нежели на ваших танцах. В тесных условиях ресторана довольно трудно исполнять работу с платком, юбкой, работу на полу и повороты. И это только некоторые минусы танцев в ресторанах. В числе плюсов – бесплатная еда, кондиционирование воздуха, зрители, принужденные к зрительству своими заказами, расположенная неподалеку уборная, отсутствие ветра и наличие электричества (для записанной музыки).

Выступление в ресторане представляет собой 15-20-минутный номер. Можно исполнять более одного номера и переодеваться в перерывах между выходами. Помните любимое изречение Элизабет Артемис Мурат? «Мало, жарко и сладко – уходите, оставляя их жаждать большего!»

По выезду (беллиграммы)

Эти короткие выездные выступления на заказ – прекрасный способ повысить ваш доход. Услугу «беллиграмма» можно рекламировать на собственном сайте в интернете, на визитке, в беседе. Беллиграмма танцуется в течение 10-15 минут. Для нее вам понадобятся переносной аудиопроигрыватель и хорошее чувство юмора. (В России беллиграммы распространения не получили – пр.пер.)

Частные вечеринки

Вы можете рекламировать себя самостоятельно или воспользоваться услугами какого-либо агентства, занимающегося организацией развлечений. Частные вечеринки в значительной мере рознятся по своему характеру. Вас могут пригласить выступить на корпоративном собрании, празднестве по случаю дня рождения, свадьбе и т.п. Заранее осведомитесь, чего заказчики ждут от вашего выступления.

Продолжительность выступления – два номера по 13-20 минут каждый. Возможно, вам понадобится переносной проигрыватель и второй костюм (для переодевания после первого выступления).

Мастер-классы и семинары

На многих учебных мероприятиях организаторы предоставляют посетителям возможность выступать друг для друга. Известно, что не все танцовщицы выступают профессионально – для тех, кто еще не вышел на профессиональный уровень, мастер-классы и семинары являются прекрасным местом для выступления.

Продолжительность выступления на учебных мероприятиях утверждается организаторами. Как правило, выступление посетительницы длится 5-13 минут. По особой договоренности с учредителями на основании вашего исполнительского профессионализма вы можете станцевать несколько номеров подряд (со сменой костюмов). Выступление на учебном мероприятии идеально подходит для демонстрации навыков и умений, которые могут по достоинству оценить другие танцовщицы. Однако избегайте чрезмерной амбициозности: не старайтесь станцевать то, что не сможете станцевать с отменным качеством.

На улице

В теплое время года можно танцевать на улицах, собирая или не собирая деньги. Но будьте осторожны. Когда вы танцуете на улицах, вы особенно уязвимы. Земля, асфальт, бетон, любое другое дорожное покрытие жестоко обходится с поясами, юбками, платками, коленями и ступнями. Как минимум, вы испачкаетесь. Как максимум – испортите костюм и травмируетесь. Не перекрывайте своим выступлением дорогу транспорту и людям; не танцуйте у входов в помещения. Если вы собираетесь танцевать перед входом в помещение какой-либо фирмы, попросите разрешения у ее владельцев.

Уличное выступление позволяет вам танцевать то, что вам хочется, и столько, сколько вам хочется, но в интересах вашей же безопасности и общественного порядка рекомендуется приберечь открытые костюмы для выступлений в клубах и на частных вечеринках.

Художественные галереи/Книжные магазины/Кафе

Танцовщицы в США часто выступают бесплатно или за чаевые в художественных галереях и кафе. На середине номера они обходят зрителей с корзиной для чаевых. Но чаще, чтобы не тратить на сбор чаевых танцевальное время, они приходят с подругами, которые делают это за них. Эти маленькие камерные выступления идеально подходят для всяческих экспериментов. Если выступления исполняются под живую музыку (пусть даже это только ваши цимбалы), они становятся еще привлекательней!

Продолжительность выступления составляет от 13 до 20 минут. Можно исполнять два или несколько номеров.

В числе прочих мест для выступления – фестивали, городские празднования, пансионаты, санатории, места проведения концертов, больницы, школы, дома престарелых.

САМОРАСКРУТКА/РЕКЛАМА

Резюме

В наше время, когда компьютеры становятся доступны бесплатно в публичных библиотеках или за небольшие деньги в клубах, когда они проникают в жизнь большинства людей, у делового человека нет оправдания отсутствию профессионально составленного резюме. Постарайтесь, чтобы ваше резюме не превышало по объему одной страницы Word’а, было грамотным со всех точек зрения и не содержало никаких вычурных шрифтов.

Не привирайте. Если вы посетили один мастер-класс какого-либо преподавателя, не надо писать, что вы занимались у него регулярно на протяжении нескольких месяцев. Однако подчеркните все ваши преимущества. Если вы преподаете и вам за это платят, вы учитель. Если вы выступаете на публике и вам за это платят, вы – профессиональная танцовщица. Если вы публикуете отчеты с танцевальных мероприятий, вы критик. Ваш работодатель должен знать, что вы умеете лучше всего.

Профессиональные фотографии

Фотографии стоят тысячи слов. Поэтому используйте для саморекламы наиболее профессиональные снимки из вашей танцевальной коллекции.

Если вам посчастливилось иметь среди друзей профессионального фотографа, обратитесь к нему. Компенсируйте чем-нибудь его временные, трудовые и финансовые затраты на работу для вас.

Перед тем, как он будет вас фотографировать, решите, в каких позах сниматься и потренируйте их дома. Особое внимание обратите на выражение лица. Возможно, вы захотите, чтобы несколько снимков показывали вас в движении – в этом случае хорошо смотрятся кружения с платком. Имейте в виду, что вам понравится только около 10% получившихся снимков, поэтому пусть ваш фотограф фотографирует как можно больше.

Начав выступать на людях, собирайте фотографии со своих выступлений. Конечно, для этого придется просить всех, кого вы знаете, присылать вам снимки по электронной почте, но поверьте, оно того стоит. Также вам понадобятся разрешения от авторов фотографий на использование снимков. Всегда ссылайтесь на авторов, когда размещаете сделанные имив средствах массовой информации (в число которых входит и интернет). Если вы собираетесь каким-то образом заработать на публикации фотографии деньги (например, продатьдля открытки), вам понадобится письменное разрешение от фотографа, который может потребовать себе какую-то часть прибыли.

Визитная карточка

Ваша визитка должна быть незамысловатой и содержать ваше имя (псевдоним), контактную информацию, список предлагаемых услуг и описание вас как профессионалки в точных и лаконичных формулировках. Например:

Принцесса Шапупи, танцовщица и преподаватель турецкого восточного танца. Телефон: 777-7777.

Разместите на визитке свою фотографию. Помните, что фотография стоит тысячи слов.

Никогда не размещайте на визитной карточке результаты чьей-либо творческой работы без соответствующего разрешения (без оплаты)! Никогда не пользуйтесь чужим именем. Если не можете придумать себе псевдоним, обратитесь за помощью к подругам и друзьям. Конечно же, вы всегда можете представляться на визитке своим настоящим именем, но использование восточного псевдонима в данном контексте гораздо более выгодно. И потом, оно отделяет вашу танцевальную жизнь от скучной повседневности.

Сопутствующие статьи:

«Арабские женские имена»



Видеозапись и аудиозапись

Попросите кого-нибудь запечатлеть на ваши выступления и сделайте копии записей лучших шоу, чтобы вручать их потенциальным клиентам. Качество должно быть высоким; желательно, профессиональным. Плохое качество записи испортит впечатление даже от блистательного номера.

Если вы не только танцуете, но и играете на каком-либо инструменте (цимбалы, барабан, уд), сделайте также качественную демо-запись вашей игры.

Общение

Формируйте навыки профессионального публичного общения и деловых контактов. Учитесь рукопожатиям и взглядам в глаза. Старайтесь запоминать все новые имена, которые могут вам пригодиться. Хорошо запомнить имя человека можно, если повторить его про себя три раза по окончании встречи, во время которой вы обращались к этому человеку по имени, смотря ему в лицо. Как профессионалке вам важно правильно использовать чужие имена. Не будьте фамильярны. Если вы должны называть кого-либо по имени-отчеству, так и поступайте.

Реклама

Сделайте флаера, чтобы раскидывать их в местах, где могут находиться ваши потенциальные клиенты (клубы, рестораны, школы танцев и т.п.) Закажите себе сайт-визитку и комплекс мер по его продвижению. Размещайте объявления на сайтах в интернете, на радио и в районных газетах.

ПОДГОТОВКА К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Умственная подготовка

Начните настраиваться на выступление с той же минуты, когда наденете костюм! Успокаивайте нервы контролируемым дыханием и творческой визуализацией. Представьте себя, спокойную, сосредоточенную и счастливую, в разгаре грядущего выступления. Держите этот образ в уме на протяжении всей подготовки и в течение самого шоу. Но помните, что никакая умственная подготовка не скрасит недостаток подготовки реальной. Если вы не репетировали шоу до выступления, то наверняка будете нервничать, несмотря ни на какие психологические уловки.

Музыка, танец, хореография

Вам нужен «номер». «Сет». Иными словами, заранее спланированная и отрепетированная структура выступления, будь то чистая хореография или шоу с элементами импровизации. Никогда не танцуйте чужие постановки без разрешения их авторов и всегда, если разрешение получено, при необходимости ссылайтесь на создателей танца.

Для музыкального сопровождения номера вам нужны либо записанная музыка, либо барабанщик и/или другие музыканты, а также звуковая система. Если звуковой системой вас обеспечивает работодатель, посмотрите, где она расположена. Познакомьтесь со звукооператором, если таковой имеется, потому что на какое-то время он станет вашим «лучшим другом», или, если оператора нет, научитесь работать с данной техникой самостоятельно или приведите с собой сведущего знакомого. При подготовке музыки для номера всегда пользуйтесь как можно более качественным оборудованием и аудионосителями.

Если вам будет аккомпанировать живой ансамбль, постарайтесь как можно быстрее наладить с его участниками дружеские отношения и проявляйте по отношению к ним столько же уважения, сколько хотите и для себя (то же касается звукооператора). Эти люди могут сделать ваше выступление незабываемым или полностью его испортить. Они могут стать вашими «лучшими друзьями» или «злейшими врагами». Кем они для вас станут, во многом зависит от вас.

Сопутствующие статьи:

«Создание своего шоу»
«Музыканты, вам слово!»

Костюм

За несколько дней до выступления убедитесь, что ваш костюм чист, исправен и все его составные части собраны вместе. Проверьте все шовчики и выгладите все, что нуждается в глажке (следите за тем, чтобы не расплавились металлические части костюма). Поменяйте слабые резинки на поясе, лифе и других предметах костюма. Проверьте бисер и исправьте поврежденные нити так, чтобы они не привели к дальнейшим повреждениям. Проверьте все застежки, защелки и замочки. Ничто так не удручает, как лиф или пояс, свалившийся на пол перед десятками людей, которые на вас смотрят.

Сопутствующие статьи:

«Уход за костюмом для беллиденса»
«Шесть простых шагов к совершенному тюрбану»

Обувь

К выбору обуви нужно относиться очень серьезно! Некоторые танцовщицы всегда танцуют в туфлях, в то время как другие предпочитают танцевать босиком. Босиком можно танцевать не во всех местах. Так, в ресторанах, например, это может быть запрещено по санэпидемпричинам, а на сценах под открытым небом, нагретых солнцем, легко можно обжечь ступни.

Танцевание на каблуках тоже грозит своими опасностями. В некоторых местах на открытом воздухе танцевать на каблуках не рекомендуется из-за чересчур грубого и ухабистого дорожного покрытия или гальки. А в земле каблуки вообще могут утонуть. Поэтому не зацикливайтесь на туфлях на высоком каблуке, а собирайте коллекцию обуви, которая позволит вам танцевать в различных условиях, одновременно следя за тем, чтобы выбранная обувь соответствовала вашим костюмам.

Сопутствующие статьи:

«Обувь для беллиденса»
«Обувь - основа танца»

Адекватность костюма

При выборе костюма для выступления важно учитывать, для кого и где вы будете танцевать. В средневосточном ресторане вас, скорее всего, встретит смешанная аудитория, состоящая из людей разных национальностей. В европейском ресторане или простом кафе на вас будут смотреть в основном люди той национальности, которая в данной стране является основной. Аудитория может различаться также и по возрасту, полу, социальному положению, интересам. Хорошая исполнительница должна при подготовке выступления ориентироваться на предполагаемые характеристики будущей аудитории.

При выборе костюма для шоу следует ориентироваться и на место выступления, которое подскажет вам характер аудитории. Для шоу, на которые приходят семьями, рекомендуется носить нечто более фольклорное или же одеваться в трайбл, но не слишком откровенный. Для ношения в ночных клубах подойдут ваши самые яркие наряды (кстати, не обязательно самые откровенные, все зависит от владельца заведения). В социальных учреждениях (больницы, школы, дома престарелых) танцевать следует в скромных, несексуальных костюмах. На частных вечеринках – наоборот. Подбирая костюм для выступления, будьте благоразумны, иначе результат может быть весьма неудовлетворительным.

Сопутствующие статьи:

«Выступление: чего хотят зрители?»
"Египетские танцевальные костюмы"
«Египетские костюмы для беллиденса»

Украшения

Детали металлических украшений, монеты на лифе и поясе со временем могут отлететь, поэтому регулярно осматривайте их, вооружившись двумя маленькими плоскогубцами (одни – чтобы ухватить деталь, другие – чтобы закрепить).

Маскирующая одежда

Это очень важный элемент вашего танцевального гардероба. Маскирующая одежда необходима, чтобы до начала выступления вы смогли сохранить таинственность, сокрыв от любопытных глаз ваш сценический костюм. После выступления она помогает вам смешаться со зрителями. Согласитесь, расхаживать среди мужчин в костюме кабаре не очень-то безопасно. Ваша «маскирующая одежда» успокоит и вас и их.

Крайне не рекомендуется носить костюмный пояс во время вождения. Сидение на бисерной бахроме может повредить нити и аппликации. Монеты же могут помяться, а монетные цепочки – переломиться. Кроме того, детали пояса могут испортить сиденье автомобиля. Ну и потом, представьте, что вы, не дай бог, врежетесь или вам по какой-то причине придется обращаться к милиционеру – как к вам в этом случае отнесутся?

Набор принадлежностей для починки костюма и аксессуаров

Носите с собой на каждое выступление небольшую сумку с несколькими отсеками, в которой находятся:

Иголки различных размеров
Булавки различных размеров
Острые ножнички
Мерная лента
Кнопки, застежки, защелки, замочки
Резиновая лента
Прочные разноцветные нитки, по цвету подходящие под большинство ваших костюмов
Пара маленьких плоскогубцев для починки украшений



Макияж

Если у вас есть возможность обратиться за консультацией по сценическому макияжу к профессионалу, объясните ему, что конкретно вам требуется, какой сценический образ вы хотите создать.

Нанося макияж самостоятельно, имейте в виду, что для сценического грима нужны большие количества косметики, нежели для повседневности и даже для выхода в свет, и, как правило, косметика эта должна быть более качественной. Детали вашего лица должны быть различимы на расстоянии и в условиях недостаточной освещенности. Приобретите качественный кохль (kohl) у престижного производителя косметики и интенсивно подведите веки. Это – традиционное средневосточное украшение глаз. Всегда старайтесь приобретать хорошую, качественную, дорогую косметику, которая наверняка окупит ваши затраты. Макияж должен быть свежим; несвежий макияж меняет свой химический состав и утрачивает столь необходимую вам яркость.

Сопутствующие статьи:

«Макияж и украшения женщин Среднего Востока»

Реквизит

Платок

Накануне выступления убедитесь, что ваш платок (ваши платки) упакован и готов к шоу. Чтобы на платке не появилось складок, перед упаковыванием оберните его вокруг картонного валика или длинного куска ткани, свернутого по длине. Можете пропитать эту ткань ароматическим маслом, запах которого передастся платку и будет заметен во время выступления. Имейте в виду, что масла и парфюмерные изделия оставляют пятна, поэтому обматывайте платок вокруг ткани только когда та полностью высохнет. Или приобретите небольшую продолговатую гладкую сумочку, набейте ее ватой, пропитанной маслом, и обмотайте платок вокруг сумочки. Избегайте чересчур интенсивного аромата, который может вызвать аллергию у зрителей, если вы будете танцевать рядом с ними. Масла, как правило, менее аллергенны, чем парфюмерные средства.

Сопутствующие статьи:

«Платок и восточный танец»

Цимбалы и турецкие ложки

Убедитесь, что резинки на ваших цимбалах прочны и не рвутся. Если они могут подвести, лучше замените их на новые. Возможно, ваши цимбалы необходимо отполировать или почистить. Сделав все необходимое, упакуйте их в сумочку. Со временем эти инструменты становятся хрупкими, и если на сумочку случайно сесть, они могут сломаться, поэтому рекомендуется набить сумочку ватой. Накануне шоу проверьте, все ли четыре цимбала на месте. Перед выходом на сцену вытаскивать из сумочки только три и удрученно думать, где же ты оставила четвертый – очень и очень неприятно.

В перерывах между номерами всегда помещайте цимбалы обратно в сумочку и храните ее в безопасном месте. Рекомендуется никому не одалживать эти музыкальные инструменты. Даже близкая подруга может случайно потерять цимбал и испортить вам весь вечер. Если вы знаете, что отвертеться от некоторых невозможно, носите с собой запасной набор цимбал, чтобы застраховаться от неприятных ситуаций. Очень важно всегда следить за своими аксессуарами и реквизитом. Потеря по бездумности или невнимательности предметов, наличие которых в момент выступления для вас обязательно – настоящий позор для профессионалки.

Для турецких ложек требуется отдельная сумочка и не меньшая осторожность в обращении, поскольку они деревянные и могут легко переломиться. Накануне выступления убедитесь, что все четыре на месте. По окончании выступления сделайте то же самое.

Сопутствующие статьи:

«Цимбалы: вводный курс»
«Цимбалы в пространстве»
«Игра на цимбалах»

Меч

В США по поводу использования мечей ведется множество споров. Однако вместо того, чтобы вдаваться в вопросы законности этого дела, остановимся на проблемах безопасности. Во-первых, всегда носите с собой ножны и вдевайте в них меч всякий раз после использования. Во-вторых, держите его в безопасном и недоступном детям и подросткам месте. В-третьих, никогда никому не позволяйте играть с вашим мечом. Если вы все-таки разрешаете зрителям вашего шоу попробовать удержать меч на голове, кладите его на голову и снимайте с головы самостоятельно. В интересах всеобщей безопасности можно использовать тупой меч, поскольку острота этого оружия вовсе не умаляет его устрашающего вида.

Сопутствующие статьи:

«Как танцевать с оружием»
«Советы по танцеванию с мечом»

Трость/тахтиб/ассай

Прежде чем размахивать тростью, убедитесь, что пространство танца вам это позволяет. Вам совершенно ни к чему проблемы, связанные с тем, что вы кого-то ударите. Однажды автор этой статьи засвидетельствовала инцидент, во время которого танцовщица ударила тростью по лицу ребенка, который только-только учился ходить, совсем малыша, и случилось это из-за нехватки места, необходимого для танца с тростью. Примите во внимание также высоту потолков и предметы, которые вы случайно можете зацепить. К ручке трости вы можете прикрепить резиновый поясок – он не позволит реквизиту вылететь из рук во время особо интенсивных движений.

Канделябр и масляные лампы

Для канделябра подбирайте свечи, с которых не капает воск. Горячий воск может испортить костюм, попасть в волосы или даже в глаза.

Работая с огнем, будьте крайне осторожны. Убедитесь, что потолок достаточно высок для танца с горящими свечами в канделябре, и примите все предостережения, которые только приходят вам в голову. Помните, что волосы и костюм легко воспламеняются.

Сопутствующие статьи:

«Танец с канделябром»
«Новогодний танец живота со свечами»



Змея

Не забывайте, что очень и очень многие люди боятся змей, поэтому во время танца со змеей не следует близко подходить к тем зрителям, которые выглядят испуганно.

Змей необходимо держать в плотно закрытой емкости, так как змеи – мастерицы бегства. Кроме того, змей может легко убить холод, поэтому содержите их в тепле.

Танцуя со змеей, будьте готовы к тому, что она выдохнется на середине шоу или написает на вас. В работе с этим животным нельзя делать никаких резких движений. Готовясь выступать со змеей, подберите костюм, который не повредит ее нежную кожу. Всегда держите змею крепко, но мягко, и не приближайте ее близко к лицу. Никогда не целуйте змей, поскольку они могут быть разносчицами сальмонеллеза. После работы со змеей всегда мойте руки.

Сопутствующие статьи:

«Танец со змеей»

ПОДГОТОВКА МЕСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ

Прибывайте на место выступления заранее, чтобы познакомиться с обстановкой, в которой вы будете танцевать, и проанализировать условия выступления на наличие каких-либо угроз. Обратите внимание на места, откуда вы будете выходить к зрителям и покидать их. Если есть возможность, станцуйте в течение нескольких минут там, где будете исполнять шоу. Покружитесь. Кружения могут открыть взглядам зрителей запретное, поэтому лучше определить заранее, как и где следует кружиться в данной ситуации выступления. Если вы предвосхитите все возможные неприятности, то выступите гораздо лучше и удовольствия получите больше.

Посмотрите, нет ли на месте выступления пролитой жидкости. Бывает, одно-единственное падение влечет за собой перелом бедра. Посмотрите, не торчат ли из пола гвозди или щепки, которые могут вас поранить или испортить ваш костюм. Вы же не хотите столбняка или беды всех танцовщиц, когда из-за одного гвоздя целиком слетает весь костюм? Будьте очень предусмотрительны, если планируете работу на полу. Конечно, вы можете станцевать на коленях на асфальте, но, согласитесь, вам это мало понравится. Автор этой статьи, как-то танцуя на асфальте, сорвала ноготь с ноги, и боль была ужасная. Во время работы на полу вы можете серьезно повредить и колени, если к горю своему опуститесь ими на какую-нибудь веточку или камешек. Будьте осторожны! И не пытайтесь решить проблему миниатюрными ковриками. Если они непрочно держатся на одном месте, то могут быть смертельно (!) опасны. Они могут просто выскользнуть у вас из-под ног или скомкаться, обеспечив вам неприятное и чреватое бедой спотыкание. Собираясь выступать рядом с электрическими устройствами, убедитесь, что под ногами у вас нет никаких шнуров.

Всегда смотрите, чтобы под ногами не было зажженных сигарет, битого стекла, деформированных или гнилых половых досок. И избегайте столкновений с людьми, которые в определенных ситуациях (рестораны, фестивали) могут быть весьма вероятными.

Особо следить нужно за предметами, которые представляют угрозу пожара. Это свечи, курильницы, факелы, источники сценического света, сигареты. Избегайте танцев поблизости от жонглеров с огнем и выдыхателей огня. Подвергнув себя риску, вы можете лишиться не только костюма или платка, но и жизни. Когда угроза огня сочетается с ветром, от работы с платком лучше воздержаться.

Если вы собираетесь танцевать на открытом воздухе, внимательно посмотрите, не валяются ли на месте вашего будущего выступления камни и палки, которые могут серьезно повредить ваши ступни (если вы танцуете босиком) или стать причиной вывиха лодыжки (если вы танцуете в обуви).

Существует одна проблема, которая имеет место быть и во время выступлений на больших сценах и во время выступлений на свежем воздухе. Ее довольно трудно описать, но с ней сталкиваются многие исполнительницы. Она касается пространственной ориентации, которая в определенных условиях может быть затруднена, особенно если танцовщица привыкла выступать на маленьких танцполах ресторанов. Если вы танцуете посреди большого открытого пространства, то можете почувствовать себя очень неприятно и впасть в полнейшую растерянность. Чтобы избежать этого, требуется знакомство со специфичным характером места выступления – либо до шоу, либо в течение регулярных выступлений в подобных условиях. Однако приучать себя к большим пространствам нужно не реже, чем тремя-четырьмя выступлениями в год, иначе чувство страха будет навещать вас каждый раз, когда вы выходите на большую сцену. С другой стороны, некоторые танцовщицы вообще не испытывают с этим проблем. Если же вы не из их числа, во время танца старайтесь внимательно прислушиваться к музыке, которая вас отвлечет. И танцуйте с размахом, чтобы не чувствовать себя былинкой в море и не давать зрителям поводов воспринимать вас именно ею. Подумайте о том, что выступление на большой сцене – великолепный шанс расправить крылья! Расправьте их и наслаждайтесь исполнением самых размашистых постановок или импровизаций без каких-либо ограничений. Танцуйте с платком, как с ним можно танцевать только здесь. Всем своим танцем приветствуйте этот простор. Он не должен вызывать никаких отрицательных эмоций – наоборот.

РАБОТА С МУЗЫКАНТАМИ

Всегда репетируйте номер с музыкантами перед выступлением, если есть такая возможность. Если возможности нет, постарайтесь записать или раздобыть их работы, чтобы знать репертуар коллектива.

Также:

Изучите музыку, под которую собираетесь выступать.
Заранее обсудите вопрос с разделением чаевых.
Всегда демонстрируйте уважение к ансамблю, показывайте зрителям, как вы чтите помощь и работу музыкантов.
Никогда не решайте, что вы можете танцевать для ансамбля. Всегда спрашивайте разрешения, если вы не договорились заранее, и не оскорбляйтесь, если вам отказывают.

Чтобы успешно работать с ансамблем, необходимо:

Знать его репертуар;
Знать названия песен;
Знать, что такое фраза, такт, размер, слабая доля, бэкбит;
Знать основные ритмы.

Никогда не снимайте игру музыкантов на без соответствующего разрешения участников ансамбля и владельцев заведения.

Сопутствующие статьи:

«Музыкант и танцор»
«Барабанная дробь»
«Барабанное соло»
«Как танцевать под барабанное соло»
«Как танцевать под живые барабаны»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Никакой смелости во хмелю! Если бы вы работали на лесопилке, вы бы не пили на работе. Если бы вы были хирургом, пожарным или летчиком, вы бы не пили на работе. Чтобы танцевать, нужна не меньшая сосредоточенность и способность быстро соображать, чем в хирургии и управлении самолетом. Употреблять алкоголь во время работы крайне не рекомендуется. Когда вы танцуете профессионально, не пейте! Алкоголь понижает выносливость, расстраивает координацию и ухудшает способность к адекватным действиям.

Взаимодействие с клиентами

Всегда будьте вежливы, хорошо одеты и пунктуальны. Перед тем, как привести с собой мужа или другого помощника, рекомендуется получить разрешение.

Чаевые, зарплата, сбивание цен

Брать или не брать чаевые – личное дело каждой танцовщицы. Равно как и способ передачи чаевых (засунуть за пояс или лиф, сунуть в рот (!)) – впрочем, здесь решать могут также ваш работодатель, музыкальный коллектив, с которым вы работаете, или охранная служба заведения. Старайтесь не потворствовать ассоциации «беллиденс = стриптиз», которая существует в сознании многих людей. И, руководствуясь соображениями деловой этики, никогда не сбивайте средние цены на предоставляемые вами танцевальные услуги.

Сопутствующие статьи:

«Оплата за выступление»

Взаимодействие с другими танцовщицами

Никогда не ругайте другую исполнительницу в общении с членом аудитории и старайтесь не сидеть спиной к сцене и не болтать, когда выступает ваша коллега. Если по каким-то причинам вы не можете продемонстрировать поддержку, хотя бы проявите уважение. Вообще, если возможно, относитесь дружелюбно ко всем исполнительницам. Ваши аплодисменты, радостные возгласы и другие виды одобрения порадуют не только танцовщицу, но и зрителей, музыкантов и даже вас самих. Кроме того, такое поведение побуждает других зрителей повторять ваши действия.

Никогда не фотографируйте и не снимайте на выступление без соответствующего разрешения. Старайтесь воздерживаться от сплетен, поддерживая свой профессиональный статус.

Взаимодействие со зрителями

Никогда не покидайте место профессионального выступления с одним из зрителей или с клиентом, это могут счесть за проституцию. Не обсуждайте с клиентами и зрителями свою частную жизнь. Словом, в общении со зрителями и клиентами старайтесь проявлять благоразумие, поддерживающее вашу репутацию и ваш профессиональный статус.

С изяществом и скромностью принимайте как комплименты, так и критику, не забывая о том, что критика и комплимент зачастую идут бок о бок. Однажды к автору этой статьи после выступления подошла пожилая пара и выразила сразу целое множество мнений. Мужчина, сияя, поведал, что ему очень понравилось мое выступление, и процитировал свою жену, которая якобы заявила, что я танцую гораздо лучше, чем та дама, что выступала до меня. Его жена окинула нас сердитым взглядом и огрызнулась: «Нет, я так не говорила, я просто сказала, что она агрессивнее!»

Также старайтесь не выносить суждений о зрителях. Однажды во время другого моего выступления меня очень поразило поведение еще одной пожилой пары. Мужчина широко улыбался, а женщина хмурила брови и, вообще говоря, выглядела очень расстроенной. Я подумала, что передо мной обычная сексистка и женофобка. Мужчина считал меня сексуальной, женщина по этому поводу негодовала – что может быть проще? Я даже записала их на (у меня было разрешение владельца заведения) и потом демонстрировала запись своим ученицам как наглядный пример классических фрейдистских реакций. И как же я была ошеломлена на выступлении спустя год, когда меня с ними познакомили! Эта пара плохо разговаривала по-английски, и их слова мне переводила их дочь. Оказывается, тогдашнее поведение женщины объяснялось совершенно иными причинами! Она до такой степени ассоциировала мой танец со своей когда-то покинутой родиной, что даже расплакалась! Эта пара заказала специальное выступление только для них и потом по меньшей мере час изливала мне свои чувства! Я сочла, что она меня ненавидела, а оказалось, что все ей очень и очень понравилось. Мораль такая: не судите зрителей по их поведению! И всегда будьте деликатны. Если бы величайшие танцовщицы мира однажды воздали мне почести за мой танец, я бы не была так рада, как узнав о том, что мой танец пришелся по духу этой прекрасной паре.

Вне зависимости от того, как вы относитесь к похвалам и способны ли их принимать, вы должны согласиться с тем, что у зрителей есть вполне резонное право выражать вам свои чувства. Вы инициировали общение между собой и зрительным залом. Вы дали людям возможность поделиться с вами впечатлениями по поводу того, что вы только что перед ними проделали. И вот один совет. Если вы чувствуете себя неловко, когда вам делают комплименты, подумайте о том, что их удовольствие - обязательная часть вашего выступления. Улыбнитесь, выслушайте, что они вам скажут, и поблагодарите их. Или верните им комплимент, сказав что-то вроде «Спасибо, вы прекрасные зрители». Если же они продолжают вас смущать и донимать, примите управление беседой на себя и начните задавать какие-нибудь вопросы. Не стесняйтесь дать им понять, что вам нужно идти и, возможно, пообщаться с кем-то еще. Но, опять же, не забывайте, что ваше выступление может быть таким, что им просто нужно выговориться, и что ваше общение с ними не менее важно, чем сам ваш танец. Первое впечатление на зрителей оказывает танцовщица. Последнее – собеседница.

Может быть, вам пригодятся визитки или ваши фотоснимки с какой-то информацией на обратной стороне фотографии. Автор этой статьи после каждого выступления раздает много визиток. Нет, конечно, у меня не просят автографы, но предложения о работе я получаю. Будьте готовы к тому, чтобы после выступления заняться саморекламой, завести новых знакомых, новые деловые связи. Робкие или слегка замкнутые танцовщицы могут счесть этот этап самым трудным, однако «тренировки», как всегда, делают чудеса – чем больше танцовщица общается со зрителями, тем лучше она начинает это делать, тем легче ей это дается. Кроме того, именно в это время вы получаете комплименты, а разве вам не хочется их послушать? Получайте удовольствие, будьте вежливы и готовы к деловой беседе.

Кое-что еще о взаимодействии со зрителями. Характер мест выступления очень рознится. Во многих случаях вы сначала выступаете, потом смешиваетесь со зрителями в ожидании следующей возможности выступить, потом танцуете, а потом снова возвращаетесь к зрителям. Так вы становитесь доступны для них, и они могут воспользоваться этим, чтобы закидать вас вопросами. Многих танцовщиц это раздражает, а некоторые даже полностью игнорируют всех, кто к ним обращается! Такое отношение к собственным зрителям трудно понять. Автор этой статьи получает огромное удовольствие от общения со зрителями и почитает за личную честь, когда кто-то из них стремится больше узнать о танце, который они засвидетельствовали. Общение со зрителями позволяет донести до многих людей слово о чудесах средневосточного танца и культуры, не говоря уже о том, что оно позволяет себя разрекламировать. Покажите зрителям, что помимо хорошего тела у вас есть хорошие мозги! Отвечайте на их вопросы с такой проницательностью, на какую вы только способны! Если нет времени отвечать на вопросы или если беседа отрывается от должного контекста, вручите собеседнику визитку. На моей визитке напечатан адрес моего сайта, и всем, кто интересуется у меня средневосточным танцем, я советую посетить этот сайт. Так зритель получает возможность узнать то, что его интересует, в другое время и в другом месте, а я могу перейти к другому человеку. Конечно, я не намекаю, что у каждой профессиональной танцовщицы должен быть собственный сайт, но все-таки следует предусмотреть возможность отослать вопрошающего к каким-то источникам. Визитки прекрасно справляются с этой задачей. Флаера или даже буклеты – еще лучше. Подобная полиграфия моментально укрепит впечатление зрителей о вас как о профессионале высокого уровня.

Сопутствующие статьи:

«Создание профессионального имиджа»