Школа танцев "Зодиак"

Египетский и американский беллиденс: различия

E-mail Печать PDF
ЕГИПЕТСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ БЕЛЛИДЕНС: РАЗЛИЧИЯ

В американском и египетском стилях беллиденса существует множество общих элементов, но многое делает их непохожими друг на друга. Все стили беллиденса основываются на одних и тех же идеях, концепциях. Обычно это идеи использования музыки и реакции на нее исполнительницы, передачи замысла и эмоционального содержания, культурного контекста движения. Есть также идеи, которые сложно определить. Танец – это искусство, а не наука (хотя даже на этот счет сегодня ведутся споры), и это делает любое определение и объяснение неоднозначным и сомнительным – каждое твердое правило может быть изменено или разрушено! Учитывая это, рассмотрим указанные выше концепции и постараемся определить, какие очертания они принимают в египетском и американском стилях средневосточного танца.


Американская танцовщица


Определяющим фактором для большинства видов танца всегда является музыка. В американском стиле беллиденса музыка направляет танцовщицу; то же самое происходит и в египетском стиле. Я говорю своим ученицам: «Беллиденс – это физическое проявление и визуальное дополнение музыки». В действительности музыка является одним из главных элементов, образующих танцевальные стили, поскольку каждая танцовщица стремится как можно более полно выразить музыку в своем танце.

Когда мы пользуемся словом «суть», мы имеем в виду чувство, идею, вариант отношения к музыке и движению. Суть – это сложнейшее для объяснения качество танца. Один из факторов, определяющих различие между американским и египетским стилями, заключается в том, что в американском танце мы находим суть в том, что зачастую основано на интеллекте. Это означает, что танец создается так, что он порождает в танцовщице и зрителе чувство симметрии. Танец уравновешен в использовании движения, пространства и эмоций. Часто в американском танце важна «тема»; американскому танцу присуща повествовательность и в нем всегда используется театральная техника. Можно утверждать, что американская танцовщица стремится выйти за границы земного и создать некую фантазию, в которой представленное в танце кажется явлением большим, чем сама жизнь. Американская танцовщица при помощи формальной хореографии делает танцевание интеллектуальным процессом. Танцевальный номер беллиденса в американском стиле равно подходит как для группы, так и для сольной исполнительницы. Даже если кажется, что хореографии в танце нет, у зрителей и исполнителей присутствует чувство равновесия и симметрии.


Египетский стиль


В американском беллиденсе существует аккуратность и точность исполнения, подобия которой нет в египетском стиле. Даже термин «хореография» у египетских танцовщиц имеет другую трактовку. Египетская танцовщица воспринимает хореографию скорее как свободный план, нежели как строгую схему исполнения танца, в которой учтен каждый нюанс. Некоторые египетские танцовщицы придерживаются хореографии, но личный ответ исполнителя на танцевание гораздо более интимен и эмоционален, нежели у американских танцовщиц. Таким образом, из-за эмоционального отклика на музыку и движения становится невозможным четко придерживаться хореографии. По этой причине египетский беллиденс – это сольный танец. Существуют известные танцовщицы, которые иногда выходят на сцену в сопровождении группы, однако танцовщицы группы задерживаются на сцене на очень короткое время и не исполняют того сложного слоистого танцевания, которое характеризует египетский стиль.

Эмоциональное содержание присуще как египетскому, так и американскому варианту танца, хотя его характер зачастую неодинаков. Эмоциональное содержание в огромной степени обусловливает различия между стилями. Эмоциональное содержание американского танца часто является частью драмы или утилитарным театральным инструментом. Танцовщица представляет образ или эмоцию большую, чем ее аналог в жизни. Египетская танцовщица обычно реагирует на музыку реальным, а не гипертрофированным образом, и в ее исполнении нет драматизма или театральности западного стиля. Все реакции египтянки интуитивны и обычно не интеллектуальны, не запланированы как часть представления.

Различия в культурах во многом определяют различия в танцевальных стилях. Не вызывает сомнений, что египетская и американская танцовщица подходят к своему искусству двумя различными способами. Примером этого, опять же, является аспект уравновешенного симметричного движения. Американская танцовщица зачастую исполняет одно и то же движение дважды или четырежды, чтобы добиться сценического баланса. Египетская танцовщица исполняет одно движение три раза, а на четвертый исполняет совершенно другое. Чтобы представить движение четырьмя различными способами, американская танцовщица задействует горизонтальное пространство и перемещается по четырем углам сцены или вперед, назад, влево и вправо. Египетская танцовщица для этой цели использует углы и вертикальное пространство, зачастую оставаясь на месте.


Египетский стиль "фараоник"


Наконец, в поисках различий между стилями обратимся к реакции танцовщицы на музыку и к ее ощущениям от собственного танцевания. Как я уже отмечала, в процессе придания танцу интеллектуальности американская танцовщица иногда «разыгрывает» эмоциональный отклик вместо того, чтобы его пережить. Целью этого является создание драматизма и фантазии. Египетская же танцовщица реагирует на музыку таким способом, который не оставляет сомнений в реальности, неподдельности ее восприятия музыки и того, что в данный момент происходит у нее в душе. Даже постановочные египетские танцы меняются в зависимости от моментального настроения танцовщицы. Качество египетского танца зависит от этого погружения танцовщицы в музыку на физическом, духовном и эмоциональном уровнях. Другими словами, египетская танцовщица становится музыкой, а американская – работает с ней как с инструментом ее выступления.

Американский стиль предлагает танцовщицам свободу, которую они не найдут в египетском. Египетский беллиденс аутентичен и содержит связи с культурой, которые танцовщицы не найдут в американском стиле. Каждый танец обладает собственными уникальными качествами. Некоторые люди стремятся к танцеванию в египетском стиле, некоторые – в американском. И лишь очень немногие танцовщицы могут хорошо танцевать оба стиля. Следует помнить об этом и знать о том, что мы в ответе перед танцем. Перед тем как исполнять стиль для зрителей, мы должны приобрести достаточное для него количество знания и опыта. Уделяя нашему искусству время и силы, мы демонстрируем наше уважение ему, нашим коллегам, нашим зрителям и нам самим. Без этого необходимого уважения выступление становится лишь утехой для нашего эго. Время, потраченное на достижение совершенства в выбранном стиле – самый важный способ демонстрации этого уважения.


Американский трайбл