Школа танцев "Зодиак"

Чемпионат по танцу живота «Европа-Азия 2007»

E-mail Печать PDF

«ЕВРОПА-АЗИЯ 2007»

25 ноября в Екатеринбурге завершился ежегодный международный чемпионат по танцу живота «Европа-Азия 2007» – рейтинговый конкурс по версии Лиги профессионалов восточного танца. В свердловском государственном Театре Эстрады все выходные звенели монеты и бусины на костюмах участниц, пахло восточными духами и индийским сукном, а с лиц загорелых красавиц не сходили счастливые улыбки. Коридоры театра превратились в репетиционные залы, где за каждой колонной волнующиеся танцовщицы шуршали пестрыми юбками и повторяли движения, прямо на глазах у завороженных зрителей.

Мероприятие можно назвать уникальным хотя бы потому, что состоялось оно практически на географической границе между Европой и Азией, объединило жителей двух континентов, собрало лучших исполнительней арабских танцев не только со всей России, но и ближнего зарубежья. А главное, в конкурсе могли поучаствовать все желающие – от начинающих до профессионалов.

Организатором мероприятия выступила Федерация восточного танца – известная в городе и области организация, занимающаяся развитием на Урале искусства восточного танца живота. Чемпионат создан с целью показать всю палитру бэллидэнса, вобравшую в себя элементы танцев народов мира, а также с целью открыть новые имена и продолжать развитие искусства танца живота в России. Подобного рода мероприятия международного класса проводятся в основном в Москве – Международный Кубок лиги профессионалов, Всероссийский рейтинговый конкурс лиги профессионалов.

«Европа-Азия» – это один из крупнейших фестивалей арабских танцев, проводящихся не в столице, а в регионах. Уровень очень высокий, впечатления самые наилучшие, начиная от организации конкурса, заканчивая номерами и непосредственно самими участниками», – комментирует Алексей Рябошапка, один из членов жюри чемпионата.

И все-таки, несмотря на внешнюю доброжелательность конкурсанток, атмосфера вечера была пропитана духом соперничества. Это понятно – закрывать мероприятие посчастливилось только самым талантливым и артистичным девушкам. С 18 по 23 ноября проводился учебно-тренировочный сбор, на который съехались самые разные танцовщицы со всех уголков нашей страны. В рамках сбора организовывались мастер-классы и индивидуальные занятия по танцу живота, которые проводили ведущие преподаватели bellydance в России. По окончании сдавался экзамен с присвоением категории преподавателя Лиги профессионалов восточного танца. 24 ноября прошли отборочные туры в номинациях: юниоры начинающие и продолжающие, любители начинающие и продолжающие, мужчины, сеньоры. А в воскресенье компетентное жюри оценивало самых достойных участников этого чемпионата, и награждало дипломами первого, второго и третьего места.

В этом году состав жюри получился по-настоящему «звездным». В качестве судей мероприятия были приглашены настоящие мастера арабского танца: Елена Рамазанова (президент Лиги профессионалов восточного танца, хореограф-постановщик – г. Москва); Алексей Рябошапка (чемпион России по ОРТО, преподаватель, хореограф – Украина); Ирина Белопольская (знаменитая танцовщица, хореограф-постановщик); Наталья Кузьмина (президент Федерации восточного танца, ответственный представитель Лиги по регионам, художественный руководителя студии восточного танца «Амира», хореограф-постановщик – г. Екатеринбург); Татьяна Дорош (судья международной категории IDO, руководитель студии восточного танца «Жемчужина», хореограф – постановщик – г. Липецк).

Оценивались конкурсанты по десятибалльной шкале, при оценке номера учитывалось буквально все. Ведь для того, чтобы научиться хорошо исполнять танец живота, недостаточно просто красиво двигать бедрами. Восток – дело тонкое, и целое искусство постигать язык его жестов, его смыслов и образов. Жюри обращало внимание на образ конкурсантов (макияж, прическа, костюм), чувство ритма, качество и эстетику исполнения, индивидуальность, композицию, лексику, смысловое и музыкальное соответствие, актерское мастерство, арабизм, общее впечатление. При оценке коллективов жюри также наблюдало за синхронностью исполнения и рисунком танца.

Борьба участниц за призовые места продолжалась в течение всего дня – с 12 до шести часов вечера включительно, с небольшими перерывами на совещания и отдых членов жюри. Вместе с новыми номинациями на сцену выходили все новые танцовщицы, представляющие самые разные стили и направления биллидэнса. Здесь и зажигательный александрийский танец портовых индийских девушек, исполняющийся в коротком платье с украшением на голове. Здесь и народный халиджи – с традиционными хлопками в ладони и трясками плечами (во время его исполнения Елена Рамазанова необычайно оживлялась – известно, что это ее коронный стиль). Но особенно часто на сцене появлялись девушки с тростями – саиди сегодня популярен, как никогда. Исполнительницы, изображающие пастушек, игриво балансировали тростями на головах, бедрах и на груди.

В первой номинации «любители продолжающие» единогласным мнением членов жюри победительницей признана Валерия Буйнова. Как известно, выступать в самом начале всегда сложно, тем более не будучи профессионалом. Но большинство участниц со своей задачей справилось. Алексей Рябошапка дал несколько советов начинающим: «В первую очередь, аккуратней с выбором музыки. Хотелось бы добавить больше эмоций, чувств, переживаний. И еще – не хватает режиссуры и театра танца на сцене. А так – все девочки замечательные, чудные и красивые, мне все они очень нравятся. Наверное, русские девушки учатся танцу живота с таким удовольствием, потому что они – полная противоположность восточным девушкам. А противоположности, как известно, притягиваются».

В номинации «группы» было представлено 19 коллективов – «Хабиби», «Восток», «Фиеста», «Зарина», «Джамиля» и др. Но лучшими из лучших признали команду «PrimaVera», и награда поехала в город Киров.

В номинации «формэйшн» (команда от девяти человек и более) самыми сильными оказались челябинские девушки «Ирис», очаровавшие зрителей театрализованным номером беллидэнса. По итогам конкурса 2 призовых места из 12 завоевал Челябинск – по мнению Елены Рамазановой, по уровню развития танца живота этот город следует сразу после Москвы и Казани. А девушки из Центра восточного танца «Амира», представлявшие Екатеринбург,  взяли 5 первых мест (молодежь продолжающие и начинающие, любители продолжающие, кандидаты в профессионалы и профессионалы).

Номинация «мужчины» на чемпионате этого года была представлена одним-единственным участником. Тем не менее, Никита Петров вызвал настоящий ажиотаж не только в зрительном зале, но и за сценой, среди цветастых юбок, где он исчез сразу после своего выступления – и больше не появился. Члены жюри долго размышляли, кому же все-таки следует отдать приз – платку или его хозяину, и в итоге первое место досталось все же самому Никите.

Мы спросили у Алексея Рябошапки, что такое мужской беллидэнс, на что он улыбнулся и ответил: «А есть ли мужской беллидэнс вообще? Есть восточный мужской фольклор, есть беллидэнс как таковой… Мужской или женский он – в принципе неважно. Есть мужская энергетика и мужская подача, я бы не сказал, что они кардинально чем-то друг от друга отличаются. А еще почему-то все пытаются отделить танец живота от танца как такового… И зря. Предназначение любого танца в том, чтобы выразить эмоции, рассказать о чем-то, или выразить развитие культуры».

Логическим завершением шестичасового танцевального марафона стал гала-концерт, на котором выступили приглашенные звезды беллидэнса: Султана, Елена Рамазанова, Ирина Белопольская, а также победительницы чемпионата «Европа-Азия», занявшие призовые места, студия восточного танца «Амира», и шоу барабанщиков. Зал Театра был буквально переполнен – зрители заворожено наблюдали за восточной сказкой на сцене, представляя себя среди золотых песков под палящим солнцем Египта, с трубкой ароматного кальяна в руках. «Восточная культура популярна во всем мире, она собирает полные залы везде. Это, скорее всего, скопление некоторых фактов, та же политическая ситуация в мире – мы все смотрим на Восток, мы все видим Восток. И конечно – неизгладимое впечатление – сериал «Клон», – смеется Алексей Рябошапка, – можно говорить в шутку. Но если серьезно, это сложившиеся социально-исторические обстоятельства. Все. «Макарена» закончилась».