Школа танцев "Зодиак"

История русского модерна

E-mail Печать PDF
ИСТОРИЯ РУССКОГО МОДЕРНА

iDance: Скользкий американский взгляд на танцевальную культуру Новой России. Им и опустить ее в грязь хочется, и понятно, что вот так прямо делать это нельзя. Знают ведь: слишком уж хорошее - российское искусство.

Если танцор стремится показать, что гравитации нет, то это балет.
Если танцор стремится показать, что гравитация его гнетет, то это модерн.
Если танцор стремится показать, что готов умереть в борьбе с гравитацией, то это джаз.

Том Парк

Модерн, неписаный закон театрального танца, для двадцатого века совершенно уникален. Модерн процветал в тех странах, где традиции классического балета были слабы – например, в США, куда балетные труппы приезжали из Европы. Несмотря на то, что модерн изначально появился в Европе, с тридцатых годов центром танцевальных экспериментов стали США – стали и являются до сих пор.

Ну а в России, где классический балет – король (или царь, в зависимости от обстоятельств), можно только гадать, как должно выглядеть все остальное. Ведь здесь у Вундеркинда модерна нет мест для тренировок, почти нет мест для выступлений, и, до падения коммунизма, не было возможности общаться с западными школами.

Дело все в том, что русский танец совершал грубые посягательства – на «духовное» и «общечеловеческое». Не имея средств и почти не имея зрителей, танцевальные общества и выступления стали трибунами для личностного выражения, трамплинами для безумного прыжка из формальных ограничений. Танец, в первую очередь, всегда выражает душу.

Первые российские модерновые команды появились в конце восьмидесятых – начале девяностых. Им недоставало техники, классической подготовки и умения создавать движения. Одна из таких команд – екатеринбургские «Провинциальные танцы» Льва Шульмана и Татьяны Багаевой. После них общество познакомилось с Евгением Панфиловым и его скандальными шоу. Панфилов любил выступать обнаженным, а своих актеров одевал в женские платья. Еще был «Кинетический театр» Александра Пепеляева и Анатолия Васильева, которые использовали весьма интересные западные технические приемы, несмотря на то, что в танце были весьма далеки от профессионализма.

В России в том, что касается модерна, чувствуется недостаток образования – хотя дает это не всегда отрицательный результат. Российские группы создавали традиционную и прямую хореографию, однако один замечательный элемент, основанный на актерской игре, китайском театральном искусстве и живой музыке, делал выступление совершенным. Любовь к танцу в России, причудливо размытое жанровое деление – все это глубоко личное – и танцоры приложат все силы и все средства, чтобы выразить это глубоко личное зрителям.

«В нашем обществе нет профессиональных танцоров и хореографов» - говорит Марина Русских, исполнитель и директор «Другого танца», компании, объединяющей в себе с десяток частных экспериментальных танцевальных групп. «Каждый своего поля ягода… В поиске способа самовыражения мы обратились к танцу».

Русских изучает естественные телодвижения - это стало очевидно благодаря двум ее фестивальным выступлениям, «Беседе с Иоганном Себастьяном Бахом» и «Прощанию Славянки». Напряженные, сдержанные и скудные движения Русских передавали чуть ли не поклонение композитору, хотя в следующую минуту они же могли свободно и легко пронести ее через всю сцену.

Не всякая компания может в обучении естественному зайти так далеко. Например, очевидно, что "Second-Hand", женской труппе из Ярославля, для исполнения некоторых сложных движений не хватает технического мастерства. А другие в это время блистают, извлекая из своего тела максимум. Чтобы залатать дырки в хореографии, некоторые театры используют клоунаду и пантомиму.

Одним словом, российские труппы-выскочки наивны и опытны одновременно.