Школа танцев "Зодиак"

Капоэйра: бразильский боевой танец

E-mail Печать PDF
КАПОЭЙРА: БРАЗИЛЬСКИЙ БОЕВОЙ ТАНЕЦ

В конце июля завершился ежегодный международный семинар и третья батизада группы «Axe Capoeira» – филиала школы капоэйра с мировым именем в Москве. Организатором мероприятия выступила столичная школа «Axe Capoeira» («Аше Капоэйра»), которой удалось собрать в одном месте одновременно более сотни человек со всей России: профессионалов и любителей этого пока экзотического для нашей страны вида спорта и танца.



Что представляет собой капоэйра? Описать трудно. Это одновременно спорт, этнический обряд, восхитительный танец, древняя философия, зажигательная игра-поединок и потрясающее воображение действо. Это такая же неотъемлемая часть Бразилии как футбол, карнавал в Рио-де-Жанейро и мыльные оперы. Капоэйра – уникальный синтез африканской, индейской и европейской культур. Эта культовая система единоборств привлекает внимание не только сотен тысяч простых любителей по всему миру, но и спортсменов, этнографов, историков и специалистов-хореографов.

Капоэйра появилась давным-давно, еще в пятнадцатом веке, когда португальцы ступили на земли Южной Америки с намерением построить на территории нынешней Бразилии рабовладельческое общество. Тамошние индейцы не разделяли взглядов конкистадоров, поэтому строить новое общество из аборигенов не получилось, и тогда португальцам пришлось завезти рабов из Африки, но и те со временем стали воевать против хозяев. Рабам запретили изучать боевые искусства, и они, стремясь обойти запрет, замаскировали атакующие элементы под танцевальные па и акробатические кульбиты. А чтобы враг и носом не повел, сопроводили свои упражнения национальными напевами и игрой на музыкальных инструментах. Таким образом, чернокожие рабы развили не только ловкость и силу, но и музыкальный слух.



Неизвестный термин (из названия семинара) «батизаду» переводится с португальского как «крещение» или «крещеный». Это обряд посвящения в капоэйристы человека, уже освоившего базу движений и определившегося с выбором школы, учеником которой он хотел бы стать. Таких школ в мире существует множество, практически каждая из них имеет филиалы в разных странах. И совсем необязательно, чтобы школа была бразильской. Есть, например, и бельгийская школа «Oficina da Capoeira», филиал которой находится в северной столице нашего государства. Во время обряда посвящения ученик получает свой первый пояс, который является неотъемлемой частью формы капоэйриста. Впоследствии, когда ученик растет и совершенствует умения, церемония смены цвета его пояса (в каждой школе существует своя градация цветов) называется «троку ди корда». В школе «Аше Капоэйра» для получения первого пояса по правилу Мастера необходимо прозаниматься хотя бы полгода. На «батизаду» ученик играет в роде с мастером и, пойманный на движении, оказывается лежащим на земле.

Точно так же, оказавшись на лопатках во время батизаду, получил пурпурный пояс мастера местре Бой – бразилец по происхождению, который посвятил изучению капоэйра всю свою жизнь и обучался у многих влиятельных бразильских учителей. Еще в юном возрасте, когда ему исполнилось всего 15 лет, личный наставник Боя, оценив способности и талант своего ученика, предложил ему самому стать мастером, но тот понимал, что пока не готов к такой ответственности. Мастер и сегодня уверен в том, что для того, чтобы стать уважаемым и толковым местре в капоэйра, необходимо трудиться ни много ни мало 15 лет! А еще необходимо хотя бы раз побывать там, где капоэйра придумали пять веков назад – в Бразилии. Продолжая постигать тонкости капоэйра, молодой местре Бой отправился в американский штат Массачусетс и некоторое время жил там. А потом обстоятельства и удача привели его в город Ньюварк (штат Нью-Джерси) – и Бой получил возможность посвятить себя любви и страсти всей жизни – учить людей капоэйра.


Местре Бой и автор этой статьи


Обычно капоэйра определяют как вид спорта или боевое искусство. Но любой из тех, кого объединил международный семинар «Axe Capoeira», ответит вам, что на самом деле капоэйра – игра. Некоторые пытаются превратить капоэйра в акробатическое шоу, лишенное прошлого, однако все они глубоко заблуждаются, ибо капоэйра проникнута родной культурой. Среди многочисленных учеников местре Боя есть и те, кто приходят исключительно для того, чтобы приобрести хорошую физическую подготовку. «Всегда найдутся такие, кто не пожелает вникать в менталитет другого народа, - говорит Местре Бой, - Но я был приятно удивлен тому, насколько глубоко русские люди смогли «окунуться» в культуру капоэйра: многие русские капоэйристы изъясняются на португальском, играют на беримбау, отправляются в Бразилию, принимают участие в зарубежных семинарах по капоэйра, заводят новых друзей… Мои уроки посещают люди самого разного рода занятий: студенты, художники, строители, кинорежиссеры, инвесторы, компьютерные инженеры, актеры, писатели и домохозяйки… что самое удивительное: большая часть моих учеников – женщины. Но всех их объединяет одно – капоэйра. Кому-то хочется раскрыться, а кто-то сам по себе любит веселиться в компании единомышленников. Ведь капоэйра - это и танец и боевое искусство одновременно, хотя тут нет жестокого избиения, как в боксе. Но, прежде всего, капоэйра – это игра».

В начале двадцатого века удары капоэйра использовались многими уличными бандами, наемниками, телохранителями, однако с самой капоэйра это не имело ничего общего. Истинное искусство было тщательно скрыто от непосвященных. Мастера капоэйра и их ближайшие ученики собирались в секретных местах, чтобы провести «роду». Это были люди, которые старались поддержать древние традиции, развивали не только физическую составляющую стиля, но и философский аспект, пели древние песни и играли на музыкальных инструментах. Они вели двойную жизнь и имели два имени: одно - для мира капоэйра, другое - для народа. Эта традиция сохранилась до сих пор: во время ритуала посвящения «батизаду» ученику дается капоэйристское имя.



Основное место поединков капоэйристов называется рода. Здесь происходят схватка соперников и показательные выступления бойцов-танцоров. Музыканты задают ритм, играя на беримбау (бразильский струнный инструмент), пандейро (бубен) и отабаку (барабан) – капоэйра без живого музыкального сопровождения – вроде футбола без мяча. В круг выходят два участника, садятся подле музыкантов и начинают игру. Со стороны все походит на продуманный и срежиссированный танец-схватку, который сопровождается парными акробатическими элементами. В этом состоит главная особенность капоэйра: происходящее – скорее не «драка», а танцевальная импровизация, в которой соперники-партнеры даже не касаются друг друга. Задача игрока при таком раскладе - не потерять ритма, опередить и предугадать движения противника, вывести его из равновесия.



Вот что говорит по этому поводу Местре: «Когда люди выходят в роду, подразумевается, что на площадке собираются друзья: никто никого не стесняется, и человек улавливает общее состояние куража, подключается к общей позитивной энергетике. Он способен выполнять сложные элементы, которые на тренировке давались ему с трудом. Тут дело в том, что человек раскрепощается, он играет. Самое главное в капоэйра - «аше», состояние счастья, атмосфера всеобщей радости, эйфории, когда все расслабленные и довольные. Это способ мировосприятия. Это особое отношение к жизни. Это стоит почувствовать. Сегодня мы дали такую возможность многим людям, пока не знакомым с капоэйра, тем, кто пришел сюда поучаствовать в роде или просто посмотреть. В отличие от других боевых искусств, капоэйра подчеркнуто неагрессивна. Например, то, что в других видах спорта называется спарринг, здесь именуется «жога», игра. Кстати, сопернику тоже надо улыбаться - чтобы он до поры до времени не разгадал ваших истинных намерений».

Несмотря на то, что капоэйра как боевое искусство во многом схожа с карате, джиу-джитсу или другими единоборствами, она в то же время уникальна. Некоторые движения в капоэйра похожи, например, на удары карате или даже заимствованы у него, но выполняются совсем по-другому: ведь капоэйра больше похожа на танец и не подразумевает полного физического контакта с соперником. А если на одной арене встретятся, скажем, капоэйрист, каратист и дзюдоист… Победителем станет, пожалуй тот, кто в совершенстве владеет своей техникой, поскольку заявлять, что одно искусство превосходит другое – несправедливо. «Не могу обещать, что вы легко расправитесь с напавшими на вас бандитами в темном переулке, однако сможете использовать приемы капоэйра, ведь она была создана на основе боевых искусств и сама, по сути, является одним из них» – говорит местре Бой. «Если вспомнить истории о жизни африканских рабов в Бразилии, то раньше рабы-капоэйристы нападали на своих хозяев, зажав лезвия между пальцев ног, и резали глаза злобным плантаторам».



Если вы уже занимались какими-то другими боевыми единоборствами, для капойэра это и плюс и минус. Плюс потому, что у вас развитая координация и хорошая растяжка, а минус потому, что предыдущая техника мешает обучению капоэйра. «Среди моих учеников есть и профессиональные танцоры – делится Местре Бой, - и должен отметить, что этих ребят обучать гораздо проще. Одна из моих учениц – хореограф, она режиссирует постановки и шоу в Нью-Йорке. Есть и мастер джиу-джитсу, и учитель карате. Работать с теми, кто уже владеет определенной техникой движения, интересно, однако порой ученикам бывает тяжело перестроиться. Переучивать технику сложнее, чем учить ее с чистого листа. Я лично с особым трепетом отношусь к тем, кто только начинает постигать искусство капоэйра» - говорит Местре Бой. Основы капоэйра, ее неповторимые дух и эмоциональность помогут не только хореографу, но и танцору, скажем, хип-хопа, брейка или даже r’n’b. Новые элементы пополнят запас танцевальных движений, добавят танцам экзотичности и позволят с легкостью импровизировать под любую ритмичную музыку.

Своей популярностью в России капоэйра во многом обязана вышедшему в 1993 году фильму «Только сильнейшие», где Марк Дакаскос в главной роли демонстрирует приемы бразильского единоборства. Другой пропагандист капоэйра - актер Уэсли Снайпс, который использовал знакомые приемы в «Блейде». В России капоэйрой занимаются художник-постановщик Борис Краснов и академик, депутат Госдумы Алексей Арбатов. В июне 1998 года была зарегистрирована Федерация Капоэйра России, а спустя пять лет Госкомспорт зарегистрировал капоэйра как вид спорта. С сентября 2003 года в Московском институте физической культуры и спорта на кафедре восточных единоборств открылась даже специализация «Капоэйра». Так что помимо красного пояса мастера можно получить еще и красный диплом. Дерзайте!