Школа танцев "Зодиак"

Искусство китайского танца

E-mail Печать PDF
ИСКУССТВО КИТАЙСКОГО ТАНЦА

Чтобы общаться друг с другом, большинство людей используют звук. Танцоры на сцене используют руки, ноги и тело. Как и китайский язык, китайский танец обладает собственным уникальным словарем, семантикой и синтаксической структурой, которые дают возможность танцору на сцене выражать свои мысли и чувства - полно, просто и изящно.



Искусство китайского танца родилось даже раньше, чем появился первый литературный китайский персонаж. На керамических горшках с раскопок Sun Chia Chai в округе Ta-tung западной китайской провинции Chinghai изображены цветные танцующие фигурки. Изучение этих археологических артефактов показывает, что люди неолитической культуры Янь-Шао примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры уже делали хореографические групповые танцы, участники которых, взявшись за руки и топая ногами, пели под инструментальный аккомпанемент.



Во время Шань и Чжоу-периодов первого тысячелетия нашей эры китайский танец разделился на два вида: гражданский и военный. В гражданском танцоры держали в руках перья, символизирующие распределение пищи, добытой на рыбалке или охоте. Постепенно гражданский танец эволюционировал в танец, который имел место в исполняющихся за городом периодических императорских священных ритуалах, а также других действах, связанных с религией.

В крупномасштабном военном танце танцоры держали в руках оружие и в едином совместном движении делали шаги вперед и назад. Позже схему этого танца взяли за основу военных тренировок. Китайцы создавали хореографию движений рук и ног, чтобы выразить свою преданность небесным и земным духам, отобразить повседневную жизнь и разделить с духами и людьми чувство радости и удовлетворения. Танец также исполнял функции искусства, которое доставляло удовольствие выступающим и зрителям.

После создания Бюро Музыки во время правления династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) была сделана активная попытка сбора народных песен и танцев. В начале третьего века нашей эры северный Китай был порабощен уроженцами Hsiungnu, Sienpi и Western Chiang – так он познакомился с танцами народов Центральной Азии. Произошло смешение этих танцев с танцами людей династии Хань, которое продолжалось аж до времен династии Тан (618-907 г.) Благодаря стабилизации политической ситуации китайский танец вступил в период беспрецедентного расцвета. Императорский суд династии основал Garden Academy, Imperial Academy и T'ai-ch'ang Temple, собрав лучшие танцевальные таланты со всей страны для исполнения несравненно роскошного, величественного и внушительного танца «Музыки Десяти Движений» («Ten Movement Music»). Этот танец соединял в колоссальное зрелище элементы китайских, корейских, синьяньских (Sinkiang), индийских, персидских и центрально-азиатских танцев. Он состоял из замысловатых техник телодвижения и был полон разноцветных праздничных сценических костюмов и бутафории, доводивших до совершенства движения танцоров. Поэзия, песни, драматический сценарий и музыка на заднем плане вместе составляли сложный «мультимедийный» продукт с богатым содержанием и оформлением. Это был предок современной китайской оперы.

У каждого национального меньшинства или коренной группы населения Китая есть собственные формы народного танца. Народ Miao (также известный как Hmong) с юго-запада Китая, например, создал яркую форму антифонного пения и соревновательного танца; аборигены Тайваня под влиянием особенностей островной жизни в качестве элемента ритуала урожая создали вариант line dance’а, в котором держались за руки. Народные танцы отражают образ жизни и обычаи людей, обладают общей художественной ценностью и составляют драгоценную часть культурного наследия Китая.

Современный танец Тайваня

На Тайване в Китайской Республике развитие танца обрело живые и многообразные формы. Молодежь начинает заниматься обычно с балета и современного танца, но после возвращается к истокам, чтобы по-новому, открыто и в духе эксперимента взглянуть на систему традиционного танца Китая и найти нехоженые пути, на которые может стать искусство телесного выражения. Благодаря этому подходу примерно в 1970 году новые уникальные шедевры ознаменовали в китайском танце эпоху Возрождения.

Танцевальная Труппа «Облачные Врата» Lin Hwai-min *** (The Cloud Gate Dance Troupe Lin Hwai-min ***), начав свою историю с заложения основ modern dance-школы Марты Грэхем, постепенно усваивала элементы традиционного китайского оперного выступления и училась удовлетворять потребностям современной аудитории. Сейчас это самый деятельный коллектив современного танца на Тайване: он много выступает и оценивается на международном уровне как самый представительный коллектив Китая в своей категории.


The Cloud Gate Dance Troupe


Неоклассическая Танцевальная Труппа Liu Feng-hsueh *** (The New Classical Dance Troupe Liu Feng-hsueh ***) тоже берет за отправную точку современный танец. Liu проводит доскональные исследования народного танца аборигенов Тайваня и традиционного этнического и священного танца. В ее выступлениях наряду с глубоким научным анализом заметны некоторые социальные аспекты. Она первой изучила, переняла и применила полные описания рисунка танца в терминах хореографии.

Танцевальное Общество Hsu Hui-mei *** (Hsu Hui-mei *** Dance Society) объявило своей целью сбор и систематизацию традиционных народных танцев. Новые танцы, которые создала Hsu Hui-mei, обладают внешними атрибутами классического танца и безукоризненно объединяют стили современного Китая с блистательным великолепием прошлого.

В настоящее время многие университеты и колледжи Тайваня содержат факультеты танца с учителями, способными методично выращивать танцевальные таланты уровня профи. Частные танцевальные общества пробуждают интерес к танцу у детей и молодежи. Совет по Культурному Планированию и Развитию разрабатывает и проводит ежегодные танцевальные выставки, приглашая танцоров всех стилей создавать и ставить новые сочинения. Также он занимается организацией выступлений, чтобы привить людям интерес к новшествам из танцевального мира.

В качестве основной части репертуара недавно созданного Национального Театра исполняются крупномасштабные танцевальные выступления, песни и танцевальные драмы. В рамках ведущегося обмена в искусствах в Тайвань приглашаются выступать ведущие танцоры и труппы страны. И благодаря неустанным усилиям танцоров Тайваня китайский танец ждет богатое и необычное будущее.