Школа танцев "Зодиак"

Тысяча и одна ночь

E-mail Печать PDF
ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ

В феврале Москву посетил Панга Тходи Нарендран - один из ярчайших представителей популярной индийской танцевальной традиции Бхаратанатьям.



Сценическая площадка Дома культуры Московского электролампового завода не слишком располагала к сказкам, однако увиденное можно было назвать индийским вариантом «Тысячи и одной ночи». Практически весь этот морозный вечер Панга Тходи Нарендран был единственным украшением сцены и легко удерживал внимание зрителей, завораживая, чаруя.

Музыкальные мотивы, довольно однообразные для ушей, привыкших к динамичной европейской музыке, настраивали на философский лад. Сам же танцор, отнюдь не атлет, и даже, кажется, с маленьким животиком… приковывал к себе. Причем не отточенными движениями и изящными позами статуэтки, которые он с легкостью, не повторяясь, менял, а, скорее, выразительным, живым лицом. Казалось, именно в его лице сосредоточена вся суть происходящего. Зрителям не танцевали, зрителей околдовывали немыми сказками мимики и выражений лица.

Профессионалы отзываются о танцах Нарендрана как об артистичных, эмоциональных выступлениях. «Сила и мужественность техники, глубина и утонченность пантомимы делают его представления незабываемыми», - считают организаторы его концерта в России.

Каков танцевальный путь этого человека? С одиннадцати лет Нарендран учится танцам в колледже изящных искусств «Калакшетра», где постигает искусство бхаратанатьям под руководством Шриматхи Рукмини Деви Арундейл. С блеском закончив аспирантуру в 1987 году, он начинает карьеру преподавателя в колледже и становится солистом труппы театра «Калакшетры», в составе которой участвует в различных фестивалях искусств в Индии, СССР, Франции, Испании, Германии, Португалии, Нидерландах, Таиланде и многих других странах. С 1998 он широко гастролирует как сольный исполнитель, а также как автор множественных крупных танцевальных проектов - от традиционных, классических композиций до современного балета Мориса Бежара: балеты «Рамаяна» (1994), «Ма» (1995) «Священное озеро» (1998) – Франция, балет «Йогасутра» (1999) – Германия, «Натья йога» (2000) – Франция, спектакль «индийский муссон» - Англия (2000). В июле 2001 Нарендран участвует в одном из проектов известного французского режиссера Мориса Бежара как постановщик и исполнитель.

Классический танец Индии

Мое представление об индийских танцах сложилось по наивным индийским фильмам. Как и у большинства россиян. В конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века наблюдался очень большой интерес к индийскому кино, насквозь проникнутому музыкой и танцами.



По словам организатора концертов, генерального директора фонда изучения культурного наследия Индии «Нритья Сабха» Ирины Искоростенской, это были не классические, а эстрадные, народные и стилизованные представления. Тем не менее, говорит она, стереотип индийского танца был сформирован именно через киноискусство. Ситуация немного изменилась в 1987 году, который был объявлен годом Индии в СССР. В страну приезжали лучшие певцы, танцоры, музыканты, художники и театры Индии. В это время появилась возможность познакомиться и с классическими танцами различных штатов Индии. До 1991 года это продолжалось на уровне интересов, так какматериала было мало, а профессиональных специалистов не было вообще. С открытием границы появилась возможность поехать в Индию и обучаться у настоящих учителей. Этой возможностью воспользовалась Ирина и несколько ее друзей, которые успешно закончили институты танца в различных штатах Индии и после приезда в Москву основали свои школы классического танца.

По свидетельствам очевидца (то есть моим), настоящее индийское искусство смотрится ярче и кажется волшебнее экранизированного.

«Классический танец Индии - это не просто эволюция движения, но воплощение выразительности, звука, ритма и духовной поэзии. Танец невозможно отделить от религии и философии, он является средством достижения высшей духовности», - рассказывает Ирина.

В каждой душе присутствует божественное начало, в каждом существует непреодолимое желание достичь беспредельной, высшей формы счастья. Одним из путей достижения этой цели является танец. Индийский танец - не просто движение, но йога – средство достижения духовного и физического совершенства». В древности этот танец исполнялся как танец-молитва в храмах только молодыми девушками, именуемыми «девадаси» («слуги Бога»).

Бхаратнатьям, один из пяти основных стилей классического индийского танца, представителем которого является Панга Тходи, - это каскад быстрых и канонизированных танцевальных комбинаций. Индийский традиционный танец связан главным образом с верхней частью туловища. Есть правила, которые определяют также движения, связанные с туловищем, плечами, предплечьями, шеей. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук в 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Далее, есть типы движений для шеи и для бровей, а также 36 типов взглядов, выражающих разные эмоциональные состояния. С помощью языка жестов ведется повествование. Чтобы представить сложные сцены индийского эпоса, артистам необходимо освоить свыше четырехсот мундр - комбинаций, выражающих мысли, слова, фразы, - весь калейдоскоп человеческих чувств и страстей.
Существуют правила, касающиеся позиций ступней - на полу и в воздухе и разных приемов исполнения движений ногами. Индийский танцовщик обучается также спиралевидным движениям и прыжкам. Тело исполнителя сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. Это требует чрезвычайно развитого чувства равновесия, способности к концентрации и умения управлять дыханием - пранаямы, также роднящего танец с йогой. В комбинации статики и динамики раскрываются принципы индусского мировидения: мужской начало - пассивное, созерцающее сознание, женское активная, творящая мир энергия.



Половина зала, но – с цветами

После концерта оставался вопрос: почему яркая звезда индийской сцены выступает в Москве на третьеразрядной сцене с наполовину заполненным залом? К слову сказать, заполненная половина принесла столько цветов, что артиста после выступления ими просто завалили. В зале были и пожилые и молодые люди, мамы с маленькими детьми. Атмосфера – почти семейная.

Однако… «В России индийский классический танец – достаточно редкое и не всегда понятное танцевальное искусство», - считает Ирина Искоростенская. «Мы, имею в виду тех, кто закончил хореографические учреждения в Индии, являемся первопроходцами, пропагандирующими этот удивительный вид искусства концертной и педагогической деятельностью. Я полностью уверена в том, что у индийского классического танца в России большое будущее».

Пока что же гастроли индийских артистов в России, к сожалению, явление редкое. Их приездом в основном занимаются официальные власти, выступления проходят под эгидой фестивалей искусств, культурного обмена и так далее. Поклонники индийской культуры очень хотели бы поправить ситуацию. Первая попытка организации культурной программы с участием П.Т. Нарендрана фондом изучения культурного наследия Индии «Нритья Сабха», по словам его руководителя, показала, что к индийскому искусству есть большой интерес. «Нужно развиваться в этом направлении, искать спонсоров, делать хорошую рекламу», - убеждена Ирина.

Сегодня в Москве существует очень много различных школ индийского классического, эстрадного и народного танца различного уровня. Есть поклонники индийской культуры в Казани, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Питере, Киеве, Минске, Томске, Воронеже. В основном это самодеятельные коллективы. В Москве всего лишь шесть школ, в которых преподают профессиональные специалисты, и которые, в свою очередь, объединились в Фонд «Нритья Сабха». Сегодня в России наблюдается всплеск интереса к Индии. По прогнозам специалистов, в ближайшее время индийские классические танцы будут востребованы на одном уровне с другими танцевальными направлениями.