Школа танцев "Зодиак"

Autumn Dance Week 2010

E-mail Печать PDF

AUTUMN DANCE WEEK 2010
Несколько дней назад компания «Фитнес Продакшн» объявила о завершающей формации Ragga Jam, которая будет проведена Лер в конце января 2011 года. Для тех, кто знаком с творчеством этой обворожительной француженки, новость одновременно и хорошая и плохая. Хорошая - предстоит насыщенная программа, включающая в себя помимо непосредственно формации Ragga Jam, воркшопы по waacking от Archie Burnett и hip-hop от Yeya. Плохая - формация последняя, это значит, Лер больше не собирается приезжать в Россию и учить своему стилю. Воркшопы - еще будут, формации - нет. Как сказал организатор «Фитнес Продакшн» Алексей Соковых и сама Лер - причин для такого решения несколько. Пообщаться на эту тему с Лер удалось во время ее воркшопов, проведенных месяц назад в Москве. Но обо всем по порядку.


10-11 сентября 2010 года компанией «Фитнес Продакшн» совместно с выставкой «Фитнес Москва» были организованы четыре воркшопа от востребованных и известных по всему миру презентеров: Agnes Coppey, Gus Bembery и Laure Courtellemont.
Каждый из них интересен по-своему: Agnes Coppey как создательница направления Ragga Jam Salsa, Gus Bembery как танцор и преподаватель hip-hop танца мировой величины.



И все же самой значимой является та, ради кого собираются полные залы по всему миру - Laure Courtellemont - создательница танцевального направления Ragga Jam. Как и в предыдущие несколько визитов в Россию Лер давала на воркшопах два направления - Ragga Jam и wacking, по четыре часа на каждый. Собственно, про ее классы и хочется вам рассказать.


Итак, 9 утра, пятница. Все «нормальные» люди включают в это время компьютеры в офисах и заваривают свой первый за день кофе. В это же время на севере Москвы в фитнес-клубе «X-Fit Орбита» собрались молодые люди в широких штанах, разноцветных майках и неизменной улыбкой на лице - это те, кто готов несколько часов подряд танцевать под солнечные ритмы dancehall и впитывать каждое слово и движение Лер. Большинство этих ребят уже давно и прочно знакомы друг с другом, являются постоянными участниками воркшопов и формаций Лер, вместе танцуют и работают. Если еще точнее, в основном - это участники команды Ragga Jam Team Russia разных лет и их ученики. Все в ожидании и радостном предвкушении. И вот она вошла в зал - сияющая, утренняя и радостная. Приветствия, обмен дружественными «Как дела?» и «Рада снова вас видеть».



«К сожалению, на этот раз со мной не приехала Audrey Bosc, моя палочка-выручалочка, но у нее есть на то очень важная причина. Вместо нее придется воспользоваться ноутбуком, простите, у меня в голове столько хореографии, что я легко могу что-нибудь забыть или перепутать, так что изредка буду подглядывать. DJ Sam One тоже не смог приехать, но, уверена, мы с вами справимся».
С первыми аккордами музыки зал взорвался аплодисментами и восторженными возгласами - начало было более чем многообещающее. 4 часа воркшопа Лер поделила на несколько частей - три представляли собой разучивание отдельных хореографических кусков, и одна - из разряда social dance - на растанцованность и расслабленный «филинг». Музыкальная, необычайно женственная, яркая хореография Лер, как ни странно, лучше была воспроизведена мужской половиной зала. Значительно уступая по количеству женской половине, ребята брали качеством. Лер восторженно улыбалась и просила их станцевать еще и еще.
В части social dance Лер показала несколько новых элементов. «Я стараюсь не показывать одно и то же, всегда привозя на воркшопы новый материал. Знаю, в зале есть новички, вам слегка сложнее, но по-другому я не вижу развития. Только узнавая, придумывая, открывая каждый день что-то новое, возможен рост. Сама я тренируюсь = учусь каждый день, изо дня в день. В этом мое уважение к вам. Стиль Ragga Jam ведь тоже никогда не стоит на месте - когда-то все начиналось с пары движений, таких как butterfly, over the head и signal the plane. Сейчас их огромное количество, и постоянно появляются все новые. Меня однажды спросили, есть ли базовые движения в Ragga Jam. Я не знала, что ответить, потому как нельзя сказать, что одно движение чем-то важнее, чем другие».



Каждый из присутствующих выкладывался по-максимому, в передних рядах практически невозможно было двигаться - настолько плотно стояли танцоры, с каждым разом подвигаясь все ближе и ближе и стараясь не упустить ни одного движения Лер. Периодически она просила передние ряды сесть и разучивала связку отдельно с теми, кто стоял сзади.
«Сейчас мне нужно, чтобы вы меньше думали и больше танцевали. Это social dance! Я давно заметила специфику русских танцоров - вы хорошо учите хореографию, но хуже просто танцуете, а ведь это и есть самое важное. Возможно, такое восприятие танца идет из ваших традиционных корней, из балета, где важно отработать до автоматизма каждое отдельное заранее определенное движение. Отсюда же и ваши упорство и трудолюбие - ни в одной стране мира я, приходя в зал, не видела, чтобы люди так усердно повторяли и отрабатывали пройденный материал.
В этом вы, несомненно, молодцы, но мне намного важнее, чтобы вы показали танец, а не заученную хореографию. Хореография - «it's a bull shit!» Мне нужен танец, понимаете?» Присутствующие понимающе кивали и начинали танцевать еще более усердно.
В конце воркшопа вся выученная за 4 часа хореография танцевалась в хаотичном порядке. Под громкие аплодисменты и одобрительные комментарии Лер - мужская половина и здесь была на высоте.
В завершении мастер-класса Лер собрала всех и спросила, есть ли вопросы. Скорее всего, из-за чрезмерного перенасыщения информацией вопросы в голове ни у кого не возникли. Сказав много важных и теплых слов, Лер поблагодарила всех за работу.


Следующий день был посвящен стилю wаacking (вакинг). В начале мастер-класса Лер попросила всех сесть и рассказала собственную историю знакомства со стилем вакинг - что, когда, почему, зачем.



Начала она, как ни странно, с того, что не любит давать вакинг и что, скорее всего, это один из ее последних классов по этому стилю. Теперь из истории.


Лер училась и продолжает учиться вакингу у таких матерых танцоров, как Archie Burnett (далее Арчи - прим. автора), Brian Green и Alyssa. Когда она попала к Арчи в Нью-Йорке, его классы еще не были столь популярны. «Я же ходила буквально с открытым ртом и была просто поражена тем, что он показывал. В результате упорных тренировок однажды Арчи позвал меня на просмотр - House of Ninja набирали танцоров для своего нового проекта. Просмотр я прошла, долгое время репетировала и тренировалась вместе с ними, но за несколько месяцев до шоу забеременела, и мне пришлось оставить вакинг. В ближайшее время я планирую вернуться к House of Ninja и продолжить тренировки.
Все что я могу дать вам сейчас - это основа, база, направления и пути, в которых можно и нужно двигаться, развиваться самим. Почему я не люблю давать вакинг? Потому что считаю, что преподавать могут только те, кто стоял у истоков этой культуры, кто в ней был и находится, кто ее создавал и знает настоящий вакинг или вог. Я же могу только поделиться той информацией, что была получена мной от этих людей. Когда меня первый раз пригласили вести классы по вакингу, я сначала узнала у своих учителей, могу ли я учить этому направлению, ведь я сама еще учусь. И, кстати, я не даю чистый вакинг, я даю микс вакинга и вога».
Следя за отработкой хореографии, Лер требовала максимальной техничности.



«Кто-то может быть недоволен тем, что я даю много одних и тех же элементов в вакинге... Вы знаете, как-то я вела класс по Ragga Jam, а в соседнем зале начинался класс Арчи. И несколько человек отпросились у меня, чтобы пойти к нему. За 10 минут до окончания моего класса они вернулись хмурые и недовольные: «"Арчи не дал ничего нового и полчаса заставлял отрабатывать одно и то же, лучше бы мы остались у тебя». «Что? Вы ушли с класса Арчи? Извините, ребят, но вы никогда не будете хорошими танцорами» - воскликнула я. «Танец требует упорной работы над собой. И если ты пришел в класс, то должен выкладываться на все 100% и играть по правилам того, к кому ты пришел учиться. Я по многу часов отрабатываю отдельные движения, в том числе на классах Арчи и Брайна Грина. Только так можно наработать технику - через повторение базовых движений, выполнение простых упражнений».
Одним из таких «простых упражнений» стало задание имитировать процесс дарения чего-либо Лер, естественно с сохранением стиля, образа, манеры танцора вакинга. Немного фантазии и в ход пошло все, от карманной мелочи и элементов одежды до фит-бола и кирпичей для йоги.




Однако в отличие от позитивного и бурного класса по Ragga Jam, в зале ощущалось определенное напряжение.
В какой-то момент Лер остановила урок. «Почему вы не поддерживаете друг друга? Не аплодируете, не смотрите? Что происходит? Если танцор перестает смотреть на других танцоров, значит - он мертв! Знаете, если кто-то из вас считает себя суперзвездой и думает, что он в чем-то лучше других, я попрошу его уйти с моего урока. Я верну вам деньги, но не хочу, чтобы такие люди присутствовали здесь. Это мой класс, и я имею на это право!»
Все это было настолько неожиданно и эмоционально, что наступила полная тишина. Ни на одном уроке я не видела подобного. Напряжение действительно витало в воздухе, и то, что сделала Лер, было самым очевидным, грамотным и естественным разрешением ситуации - вслух сказать о существовании проблемы. Класс продолжился.
В чем еще особенность Лер? Она не обязательно выбирает самых техничных танцоров. Она старается выделять тех, в ком видит индивидуальность, какую-то яркую особенность.
«Вы знаете, я много путешествую. И в каждой стране сейчас много танцоров вакинга, во Франции, Нью-Йорке, по всему миру. Отличных, супер-техничных танцоров, но только единицы по-настоящему несут что-то свое. Чтобы выделиться из всех этой массы, вам нужно обладать чем-то особенным внутри. Техника важна, но еще важнее чувствовать себя, выражать себя через танец, через пространство. Наравне с техникой и индивидуальностью, танцора определяет свет, который он несет. Это самое главное. Попробуйте сейчас станцевать так, чтобы я заметила именно вас. Если вы не сможете выделиться из 60 человек здесь, то, что говорить о нескольких тысячах по всему миру?»



Ближе к окончанию класса Лер призналась, что очень устала. «Сегодня с утра у меня было еще два индивидуальных занятия, и на одном из них девушка пыталась выпытать у меня, похоже, все, что я знаю. Она без остановки просила показывать все новые и новые движения и элементы, еще, еще... Большинство из вас для этого и приходят на воркшопы, чтобы выучить как можно больше... Вы все ждете шагов. Я вижу по глазам - дайте больше шагов, больше движений, зачем мы тут сидим, разговариваем, тратим время впустую. Не вопрос, я могу дать вам движения, руки, ноги, но поймите, то, что происходит сейчас полезно не меньше, даже больше!»
Завершала урок импровизация: имитация условий того самого клуба, в которых родились стили вакинг и вог - с образованием круга и поочередных выходов. Эмоции легко читались на лице - для одних это было целым испытанием, для других показом себя и наработанного опыта.



Что бросилось в глаза - большая часть танцоров пыталась показать технику, а не танец, при этом лицо выдавало растущее внутреннее напряжение.
Несколькими минутами позже Лер спросила, что думают присутствующие о проведенном «упражнении». И сама же через некоторое время ответила: «Если ты выражаешь себя, техника не так важна. Ты всегда будешь неповторим, если будешь просто собой.
Однажды мы были в клубе вместе с Брайном, Арчи и многими другими хорошими танцорами. Все танцевали, общались, было шумно и весело. И вдруг посреди этого всеобщего безумия наступила полная тишина. Знаете, что произошло? В какой-то момент Арчи встал к колонне в центре зала спиной ко всем и начал слегка покачивать бедрами в такт музыке...» Лер встала и стала показывать. «Вы можете себе представить? Это продолжалось около 5 минут в полной тишине и все, кто был в клубе все это время как завороженные наблюдали за Арчи... Вы можете представить, какой энергетикой и харизмой обладает этот человек?! Ведь он не сделал ничего сверхъестественного».
Четыре часа воркшопа были позади, но танцоры и не думали расходиться, задавали вопросы, слушали маленькие жизненные мудрости Лер.
«Не тратьте время на мелочи и на пустоту, делайте самое главное! Поймите кто вы, зачем вы здесь и почему танцуете именно вакинг? Что еще важно - никогда не работайте на внешнее, на показуху, на общественное мнение».
Невозможно пересказать все, передать все эмоции от Лер, да и цели такой не ставилось. С ней необходимо общаться здесь и сейчас, в режиме реального времени.



Несколько часов спустя перед самым отлетом она сидела в зале Манежа на закрытие выставки «Фитнес Москва».


В интернете много написано о том, что такое Ragga Jam и в чем отличие этого стиля от, например, стиля dancehall. Однако большая часть информации представляет собой размышления по этому поводу отдельных людей, часто далекие от истины. Из первых рук - что такое Ragga Jam и в чем его особенность?
Лер: Если кратко - Ragga Jam - это концепт по построению хореографии на основе движений Ямайки. Подобно тому, как Budda Stretch первым начал создавать хореографию хип-хопа на основе движений, которые танцевались в клубах Нью-Йорка. Точно также танцевали и танцуют жители Ямайки - просто двигаясь под звуки музыки - сначала ragga muffin, ragga, а затем и dancehall.
В далеком 92-ом году не было ни youtube, ни, практически не было музыки. Мне нравилась африканская музыка, и я начала под нее танцевать. В 94-ом я обратила внимание на музыку ragga muffin, и узнала два движения - butterfly и bogle. Тогда еще никто не танцевал и не преподавал ямайские движения. Я стала развивать это направление, придумывать хореографию, учить людей, собрала команду. В том же 94-ом году я придумала стилю название - Ragga Jam, а в 96-ом его запатентовала. Тогда это был underground.
В 98-ом мы с командой участвовали в хип-хоп соревновании, выиграли его, и там же меня увидели танцоры с Карибских островов и пригласили к себе преподавать Ragga Jam.
Другими словами, Ragga Jam - это мое видение танца под музыку ragga muffin, ragga и dancehall.


Была ли идея создать что-то вроде basic Ragga Jam, подобно Hip-Hop Foundation?
Лер: Нет, это не мое дело, ведь я белая. Я занимаюсь тем, что люблю, но при этом всегда знаю «свое место», я уважаю чужую культуру. Не думаю, что на это имеет право также кто-либо из моих французских друзей. Это должны сделать ямайцы.


Почему в этом году вы запретили преподавание Ragga Jam в России?
Лер: Я увидела, что много людей начали преподавать мой стиль, при этом недостаточно практикуясь и делая это плохо, в то же время, прикрываясь моим именем. Больше я этого не хочу. Большинство делают все это исключительно для заработка денег и потому что хотят быть знаменитыми. Я не хочу быть известной, у меня никогда не было такой цели. Все, к чему я стремлюсь - это делать добро. В каждой стране ragga своя, каждый танцует под музыку так, как он чувствует. Но если люди хотят делать свой ragga stuff, пусть делают, только не надо при этом прикрываться моим именем!
Всем остальным, кто работает и развивается, кто делает это от чистого сердца и искренне любит танец, я хочу сказать «Я люблю вас, спасибо, что доверяете мне...»