Школа танцев "Зодиак"

Body Navigation

E-mail Печать PDF

BODY NAVIGATION

11-18 июля в Санкт-Петербурге прошел Третий Международный фестиваль современного искусства «Навигация тела» / «Body Navigation». iDance побывал на последнем дне фестиваля. Здесь правит телесность и тело же постоянно ставится под вопрос. Буто, контемпорари, перформансное пространство объединило художников и танцоров. Визуальным подспорьем послужила выставка Марины Гуляевой, размещенная прямо в коридорах театра балета им. Л.Якобсона, в котором проходили мастер-классы и сценические проекты фестиваля «Body Navigation».

Особенность фестиваля в том, что это – открытая, обращенная не только к узкому кругу специалистов, но и ко всем жителям Санкт- Петербурга, демократичная некоммерческая арт-акция, в рамках которой представлены выставки, концерты, спектакли, лекции и мастер- классы по-арту и современным техникам танца и движения, семинары по синтезу визуальных и сценических искусств. Часть проектов создаются непосредственно для фестиваля в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с европейскими и питерскими художниками, танцорами и музыкантами. Фестиваль «Навигация тела» / «Body Navigation» имеет репутацию независимого и актуального европейского фестиваля, представляющего работы связанные с экспериментами и исследованиями в области синтетических видов искусства и современных технологий.

18 июля началось с мастер-классов. Аутентичная обстановка кулуаров театра балета настраивает на подходящий лад: абсолютная телесность, профессиональное отношение к танцу. Этот воркшоп проводит Катри Шеллер, последовательница техники Хокинса.

Это не самая обычная техника – ее специфика заключается в особом подходе к танцу: танцевать свободно. Занятие начинается с того, что группа, сидя на полу, осваивает основные волнообразные движения позвоночника. Обстановка доброжелательная: Катри постоянно спрашивает, все ли ясно, есть ли вопросы. Говорит: «Я понимаю, это может быть что-то новое для вас, но примите это». Направляет: надо почувствовать каждый свой позвонок, окутать его петлей энергии. Когда совершается простое волнообразное движение, суть в том, чтобы почувствовать сначала позвоночник, потом руки/ноги. Лежа на полу, ученики расслабляются – надо ощутить тяжесть костей, глубокие мышцы живота. После такой своеобразной разминки, заключающейся в понимании нужных ощущений в теле, все встают на ноги. Покачивания, легкие прыжки все вместе и по отдельности – нужно чувствовать легкость в теле во время выполнения движения. Техника Хокинса не заботится о конкретных движениях ног и рук, для нее важен позвоночник.

Во второй половине мастер-класса Катри дает упражнение из своих буто-студий. Ученики делятся на пары, и один должен касаться другого, давая ему импульс для движения, а другой следовать этому импульсу, не забывая при этом первое направление. Катри отмечает: кроме движения нужно чувствовать и все другое вокруг: людей в комнате, зеркала на стене, птиц за окном… Техника Хокинса учит всегда чувствовать движение, а буто дает много эмоций для восприятия. Катри говорит, что любит их обе, хоть они и разные, они дополняют друг друга.

КАТРИ ШЕЛЛЕР: «ТАНЕЦ ДОЛЖЕН БЫТЬ УДОВОЛЬСТВИЕМ»

Последние 5 лет Катри Шеллер работает в составе Танцевальной Компании Эрика Хокинса в Нью-Йорке. Она – магистр изобразительных искусств в области танца, преподает и выступает в университетах и театрах Америки. Традиции японского буто, которым Кэтри обучалась на ферме Мина Танаки в Японии, восточная эстетика и философия оказали огромное влияние на ее творчество. Физическое ощущение движущегося тела – неотъемлемая часть ее работ, показывающая человечность и непосредственность. Ее хореография обращена к основной сущности человеческой природы, учитывая ранимость и власть человека по отношению к земле. Отдавая дань целостному подходу к движению (наследие Хокинса), Катри продолжает обучать технике Хокинса, позволяющей расти кинестетическому сознанию и совершенствовать перформанс.

iDance: Как ты начала учиться танцу?

Катри: Я начала заниматься танцем, когда была ребенком. А потом я его заново открыла для себя, когда училась в университете. Я не знаю, практикуется ли это в российских учебных заведениях, но в США, параллельно с обучением в университете, можно брать курсы из области танца. Вот на них я и стала более серьезно относиться к танцу.

Чем кроме танца ты еще занимаешься?

Я даю немного бодиворк, преподаю терапию с мячами. Я работаю с танцевальной компанией в Нью Йорке, но в последнее время больше делаю что-то сама.

Что тебе больше нравится: танцевать или ставить хореографию.

Мне нравится и то и другое, они разные. Но если б я должна была выбирать, наверное, танцевала бы.

Какие люди вдохновляют тебя на твоем творческом пути?

Эрик Хокинс. Он научил меня многому. Техника, которая понимает тело в физическом смысле. А также я немного изучала буто у разных мастеров, в том числе и у японцев, оно меня сильно поразило. Это разные техники, но я стараюсь соединить их в своей работе.

Ты занимаешься контемпорари. А ты когда-нибудь танцевала хип-хоп? Или думала о совместных проектах?

Ну может разве что когда я была подростком… Нет, это слишком другое.

Почему ты решила посвятить свою жизнь танцу?

Когда я училась в университете и брала классы Хокинса, его танец перевернул меня. Это было совсем иное, чем когда я занималась в детстве. И тогда я действительно увлеклась этим, захотела изучать. В детстве я занималась балетом, джазом, а там мне показали, что такое контемпорари.

Расскажи о ситуации в США и Европе в мире танца.

Сейчас в США не так легко заниматься танцем и жить. Только нескольким большим основным студиям это удается, но в последние годы, когда поменялось правительство, уменьшилось финансирование. Не знаю, что обстоят дела в России. Собственно, единственное, что я знаю о России – это сильная классика, балет. Конечно, этот фестиваль очень отличающийся. Может быть, слишком новый в каком-то смысле для российских танцоров, но я считаю, это здорово. Нужно проводить такие фестивали, ведь Россия – это страна, которая много меняется. И вообще это хорошо, когда проводятся такие фестивали: люди делятся своими навыками, приезжают в другие страны, знакомятся с разной культурой.

Как ты думаешь, насколько необходимо классическое образование для танцора?

Важно, я думаю, специализироваться на танце, продолжать учиться. Но классика – это так серьезно. Я думаю, это необходимо в самом начале. Если твое сознание образовано, то твое тело может больше.

Есть какой-то образ жизни, предпочтительный для танцора?

Я была вегетарианкой много лет, сейчас я стараюсь есть мало рыбы. Я считаю, что не следить за тем, что ты ешь, – бессовестно по отношению к своему телу. В США так много людей едят, не обращая внимания на то, что они поглощают. Например, эти гамбургеры –даже не известно из чего они сделаны. Вот это было одной из причин, почему я стала вегетарианкой. Я считаю, важно понимать, что все, что проходит через твое тело, имеет свое влияние на тебя. Также я занимаюсь йогой, она дает баланс с моими занятиями техникой Хокинса. Йога работает с моим телом в особом направлении. Развивает.

Какие советы ты можешь дать тем, кто хочет стать хорошим танцором?

Заниматься как можно больше, учиться у разных людей, стараться изучить все возможное для открытия своего тела. У тебя может быть любимый стиль, но учиться надо всему, экспериментировать. Потому что всегда может быть что-то такое, что может тебя по-настоящему увлечь.

Во время своего мастер-класса ты сказала: «Играйте, получайте удовольствие!». Насколько важно испытывать радость во время танца?

Конечно, очень важно! Если ты не испытываешь радости танцуя, то зачем ты это делаешь? Иногда танцоров могут становиться очень серьезными. Я имею в виду студентов, которые, изучая что-нибудь, становятся очень сосредоточенными. И преподавателю очень важно напоминать ученикам, что они занимаются для себя, чтобы открыть свое тело, чтобы танец был удовольствием.

Позже, в перформансной программе вечера она показывает буто. Вся в белом гриме, практически без одежды, медленная мистическая музыка, на подобии мантр. Даже название подходит под то, что происходит на сцене – «Артефакт». Выступление Катри свидетельствует о том, что буто проникает уже во все страны, поклонников у него все больше и больше, многим интересна глубина, которую оно несет.

ВАЛЕРИ ГРИН: «ВАЖНО ВЫРАЖАТЬ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ТАНЕЦ»

Валери Грин – также последовательница Эрика Хокинса. Ее «Открытое сердце»: бодрая электронная музыка, динамичные движения, фонарики на полу, синий и красный свет. Это так называемая work-in-progress – номер, работа над которым еще не доведена до конца.

iDance: Как ты начала заниматься танцем?

Валери: Я начала, когда была ребенком, меня отдали в балет, мне было три года. Танец – это вся моя жизнь. А контемпорари я занимаюсь с восемнадцати лет.

Почему ты решила посвятить себя танцу?

Мне кажется важным выражать себя через танец.

Кого ты считаешь своим лучшим учителем?

Эрик Хокинс. Я занималась у него, по его технике. Он много вдохновлял меня. Когда я начала заниматься современным танцем, он оказал на мое сознание большое влияние.

Что ты можешь сказать о танцевальной ситуации в США, Европе и России?

Я не знаю точно, что происходит в России с современным танцем, я видела только балет. Я думаю, что между Европой и США есть разница – это другой тип танца. В Европе больше соединяют театр с танцем, у них получаются такие танцевальные перформансы. А в США больше движенческой основы. Так что все выглядит немного по-другому, чем европейский танец.

То есть, ты совсем не видела русских перформеров?

Нет, в Нью-Йорк, видимо, совсем не приезжают русские современные танцоры.

А как тебе Россия?

Я здесь первый раз, мне бы хотелось приехать сюда еще.

Дай какие-нибудь советы тем, кто хочет стать хорошим танцором.

Надо заниматься каждый день! И иметь большую страсть и любовь к танцу. Надо быть открытым. И иметь уважение к людям.

А как насчет стиля жизни?

Я занимаюсь йогой и пилатесом, но это не основные мои занятия. Также я все еще занимаюсь балетом. Так что у меня и йога, и пилатес, и современный танец, и балет – они все разные, но все помогают моему телу. Но общего совета нет, все зависит от того, что ты танцуешь, ты сам должен выбрать, в каком направлении себя развивать.

Что тебе больше нравится: быть хореографом или танцором?

Для меня важно и то, и другое! И также преподавание в моей студии.

Расскажи о своей студии.

Это пространство для разных людей. Там взрослые занимаются просто для своего развития, а также ее посещают хореографы, чтобы практиковаться и работать.

Ты когда-нибудь работала с хип-хоперами или брейк-дансом? Хотела ли сделать номер с этими техниками?

Нет, не работала. Номер… современный танец или хип-хоп? Я бы сделала микс, если б смогла! *улыбается*

На сцене также появлялись и другие участники фестиваля «Навигация тела». В частности, хочется отметить Марту Ладзянски из Венгрии. На ее перформансе «Молчаливые свидетели» было запрещено снимать – танцоры выступали обнаженными. Музыкальное сопровождение как таковое отсутствовало – только несколько «детских» музыкальных инструментов. Наша публика все-таки еще не достаточно готова к современному искусству – самые консервативные недовольно отворачивались от сцены. Этот номер также был work-in-progress.

Другие участники также старались выразить себя каждый по-своему. Неожиданным совпадением оказалось использование красных лент/нитей в нескольких перформансах и обилие куриных яиц – их подбрасывали, катали по полу и били прямо на сцене. Надо сказать, это производит различное впечатление в зависимости от подачи: в одном случае это кажется невиданной жестокостью, в другом безалаберной халатностью. В таких случаях как никогда понимаешь ценность зрителя, который все пропускает через себя и это вызывает у него разную реакцию.

Вот фестиваль и закончился. Будем ждать следующего года и еще более обширной и интересной программы!

Источник: iDance