Школа танцев "Зодиак"

Елена Тарасова: «Индийский танец - это философия движений»

E-mail Печать PDF

ЕЛЕНА ТАРАСОВА: «ИНДИЙСКИЙ ТАНЕЦ – ЭТО ФИЛОСОФИЯ ДВИЖЕНИЙ»

iDance: Где вы учились индийскому танцу и у кого?

Елена: Индийскую классику я танцую уже семнадцать лет. Несколько лет я училась у таких педагогов, как Рымарева Т. В., Яценко Т. С., Мащак А. В., много занималась сама по. С 2003 года каждые два года я стараюсь проводить по два месяца в Индии, где беру уроки у индийских мастеров: прекрасной танцовщицы и наставника Собхи Найду, также у Шив Ади Нараяна в Kuchipudi Art Academy (г. Хайдерабад). За все эти годы я получила отличную базу, которую широко использую в создании своей собственной хореографии. Я танцую индийский классический танец кучипуди, бхаратанатьям, свои постановки в стиле фьюжн.

Что для вас значит этот танец?

Это мое восприятие мира. Для меня индийский танец – это нечто большее, чем иллюстрация индийской мифологии в сочетании с красивым костюмом. Я вижу в нем особую философию. Это искусство для меня – общение с богом. В нем много духовного содержания, это философия движения.

Вы пришли к философии через танец или наоборот?

В танце. Я больше практик, чем теоретик, стараюсь познавать новое на своем опыте. Многое дает само движение. Когда человек танцует индийскую классику один год – это означает только становление физического тела, выносливости, когда танцует пять лет – он отходит от физики, начинает думать, приходит осознание, а еще позже он начинает чувствовать, ощущать танец настолько, что каждая клеточка его тела переживает ту поэзию, которую он представляет. Человек начинает видеть гораздо более глубокий смысл того, что танцует. Например, кажется, что танец про богиню Парвати, про ее грозные облики и ряд легенд с ними связанных, а более глубокая идея – бесконечная ее любовь к нам, миру, это гимн материнству. Индийский танец – это всегда послание любви и красоты зрителям. У него есть серьезное философское обоснование: считается, что танцовщица, вкладывающая всю душу в свое исполнение, приумножает доброту в мире. Хорошая танцовщица храмового танца – это сотворец Богу, через нее бог несет любовь и красоту в души зрителей. Привнося ее, она очищает Вселенную от скверны.

Существуют характеристики, которыми должна обладать индийская танцовщица. Соблюдаете ли вы их?

Описания, содержащиеся в трактате «Абхиная дарпана», относятся к внешним данным танцовщицы. Она должна быть стройной, уверенной в себе красавицей. Любой трактат о танце – это, конечно, немеркнущая мудрость, но внимание своих учеников я акцентирую больше на духовности, на моральных качествах танцора. Индийский классический танец – это наставление в добродетели, это проповедь любви языком искусства. Для того чтобы нести их людям, нужно эти качества взрастить в себе. Индийский классический танец – это работа над собой, это пластика души, и она намного труднее работы над пластикой тела. Эстетика облика танцовщицы – это замечательно, но, на мой взгляд, гораздо важнее, чтобы от ее танца хотелось жить, сделать что-то доброе, хорошее. Исполнение всегда должно нести зрителям заряд положительной энергии.

У вас танцует мужчина. Допустимо ли это в индийском танце?

Конечно! Индийский танец исполняют и женщины, и мужчины. Мужчины – часто учителя танца, а женщины – ученицы и исполнительницы. Танец женщины прекрасен изящной, грациозной манерой, красотой костюма, грима, пластика танца мужчины энергичнее, сильнее – у каждого танца свои прелести.

Насколько сложно было принести не просто танец, но и философскую начинку в Петербург?

Я считаю, что ее принести невозможно. Она зависит от мировоззрения каждого человека. Многие видят в этом танце исключительно зрелищность. Я пытаюсь дать возможность зрителям «Апсары» увидеть это искусство моими глазами. Часто это получается весьма успешно. Поскольку мы культурный центр, большой акцент делаем на свои мастер-классы, лекции, демонстрации, в которых есть семинары отдельно по жестам, по философии танца, по абхинае, по поэзии. Мы разбираем стихи. К примеру, в тексте говорится, что «сам владыка небес бог Индра почитает бога Ганешу». Этот смысл, лежащий на поверхности, поясняется жестами танца, а смысл более глубокий: «даже гордыня склоняется пред высшей мудростью» должны выражать глаза. Все образовательные программы центра «Апсара» ведут к одной цели – дать возможность посмотреть петербургскому зрителю на индийский танец иначе, увидеть его глубину и духовность, а не просто яркое шоу, где много расписных лиц, красиво одетых, пластично движущихся девушек.

Я слышала, что занятие индийскими танцами не только приятное, но и полезное. В чем это заключается?

Специфика южноиндийского танца: почти все движения танцовщица исполняет в основной позиции араманди (в пер. с тамильского «полусидя»), при этом спина должна быть прямой. Большая часть поз этого танца напоминает асаны йоги. Танец так и называют: «натья йога», йога в танце. Прямая спина означает здоровье многих внутренних органов, расправленные легкие, наполняемые кислородом, а это значит хороший обмен веществ. Танец учит правильному дыханию, и это уже другая наука – пранаяма. Также в этом танце много сложных движений головой, шеей, глазами, бровями и даже носом. Этот танец тренирует выносливость, координацию, вестибулярный аппарат, различные группы мышц (в результате араманди, разнообразных па, наклонов, поворотов, прыжков). Индийский танец знаменит языком жестов хаста мудра, который насчитывает несколько сотен понятий, и пальцы должны быть очень развиты. Подобно словам жесты должны быть «произнесены» правильно, внятно, лишь тогда их поймут зрители. При этом индийский танец – это не только фитнес. Индийцы видят в этом искусстве способ самосовершенствования, где внимание уделено и телу, и душе: тело умеет красиво двигаться, дух наполняет движения высоким содержанием, эмоции танцовщицы заставляют зрителя улыбаться и грустить. Переживая, зритель духовно очищается, считают индийцы. Это напоминает идею греческого катарсиса…

Культурный центр «Апсара» – не просто место, где преподают танец, но и практикуют йогу, изучают теорию индийского танца, поэзию на индийских языках, ритмику и музыку...

Да, мы уже давно переросли в нечто большее, чем школа-студия танца. Мы активно участвуем в фестивалях, благотворительных акциях, социальных программах, например, танцуем, чтобы собрать деньги в помощь детскому дому. Просветительская функция «Апсары» заключается в том, что мы стараемся открывать в культуре Индии то, что сокрыто под красивой оберткой – это духовность, пронизывающая индийские науки и искусства. Она не видна сразу. На поверхности лежит то, что легко заимствует массовая культура, например, яркий красочный Болливуд. Философская основа искусства не увлекает массы, им необходимо зрелище, и они его получают. Зрителям, слушателям «Апсары» я стараюсь дать глубинное видение индийской культуры, искусства.

Театр «Апсара» делает постановки на какие-то уже известные сюжеты или все рождается в творческом процессе?

И то, и другое. Сегодня была представлена хореография двух прославленных академий кучипуди (хореография Вемпати Ч. Сатьям и Собхи Найду), следующая программа на музыку в стиле фьюжн будет моей. Я очень люблю современную индийскую музыку в стилях этно, эмбиент, фьюжн. Именно в грядущей новой программе я хотела бы в хореографии изложить свое видение философии индийского танца. Эта программа будет лишена разных мифологем, за основу в ней будет браться движение, эстетика жеста, и поэзия.

У вас так много красивых костюмов. Вы сами шьете?

Я умею шить и конструировать, этим я всецело обязана своей маме. В молодости она получила специальное образование и некоторое время работала модельером-конструктором одежды. Мама помогает мне с лекалами, я разрабатываю свой дизайн танцевальных костюмов, а шьет их бригада из трех человек. Я считаю, что идеальный костюм себе может сшить только сама танцовщица. Но сегодня шитье – это лишь хобби, на которое остается очень мало времени. Коллектив «Апсары» активно растет и скоро, думаю, проще будет привозить костюмы большими партиями из Индии.

т

Источник: iDance