Школа танцев "Зодиак"

Дуглас Данн: «Я стараюсь уйти от штампов»

E-mail Печать PDF

ДУГЛАС ДАНН: «Я СТАРАЮСЬ УЙТИ ОТ ШТАМПОВ»

iDance: Вы довольно поздно пришли в танец – будучи студентом старших курсов университета. Расскажите, как это было?

Douglas Dann: В школьные годы я пробовал себя в самых разных видах спорта – особенно мне нравились те из них, в которых требовалась быстрая реакция, ловкость, сила. Поэтому, когда я поступил в Принстонский Университет, я не смог смириться с неподвижным «библиотечным» образом жизни и стал искать возможность заняться каким-нибудь спортом. На тот момент обстоятельства сложились таким образом, что единственным вариантом двигательной активности был класс балета в Балетном Обществе при Университете. Я начал посещать занятия и вскоре с удивлением для себя заметил, что мне нравится танцевать, а так как я был единственным представителем мужского пола в группе, очень скоро меня стали приглашать выступать на публике – одного или с партнершей. Так, с классики, и началась моя танцевальная жизнь.

Когда танец стал вашей профессией?

Проучившись некоторое время в Университете, я разочаровался в высшем образовании, бросил учебу и уехал в Нью-Йорк. Там продолжал посещать различные танцевальные классы. На одном из таких классов ко мне подошел Merce Cunningham и предложил место в его танцевальной кампании Grand Union. Так я стал заниматься танцем профессионально.

В своем танце чему вы больше уделяете внимание: эмоциям или технике?

И то, и другое одинаково важно. Хотя, на самом деле, это зависит от того, что ты хочешь сделать, показать в результате. Если ты стремишься исполнить танец в каком-то определенном стиле, который имеет свои правила, свою технику, тебе придется тренироваться. А если твой танец – просто свободная импровизация, техника играет меньшую роль. Мне нравится, когда в своем танце я могу показать разнообразие форм – это трудно и требует большого количества тренировок.

Некоторые танцоры считают, что для того, чтобы полностью реализовать себя в танце, недостаточно одних танцевальных тренировок, необходимо комбинировать их с занятием еще каким-либо спортом.

Нет, я против. Я считаю, если ты танцор, то ты не должен выходить за рамки танцевальных тренировок, «распыляться» на занятия спортом. Конечно, важно поддерживать форму, но этого можно добиться и в танце. Я знаю многих танцоров из Нью-Йорка, которые в качестве дополнительных нагрузок выбрали для себя занятия в спортзалах, классы йоги и т.п. Я не понимаю этого, потому что уверен, что такого рода тренировки только мешают развиваться в танце – любые постоянные занятия, будь то какой-либо тренажер или комплекс упражнений, вызывает мышечное привыкание, создает в вашем теле своего рода «штампы». Что касается меня и моих учеников – мы, напротив, стараемся уйти от всяческих «штампов», раскрепостить тело.

Каким вы видите идеального танцора?

Прежде всего – это личность. Когда я собирал свою труппу, я искал танцоров, которые бы выглядели и вели себя, как обычные люди, не как исполнители балета. Ведь зачастую нетанцующие люди обладают гораздо большим потенциалом, внутренней свободой и фантазией, чем профессиональные танцовщики. Но при этом, конечно же, для меня важна и физическая подготовка людей – идеальный танцор в моем понимании должен быть сильным и гибким, должен уметь рождать новые необычные интересные движения, а для этого необходимо очень хорошо владеть своим телом. Также важными мне представляются такие качества, как умение адаптироваться к любым условиям и требованиям, сообразительность – в танце она выражается в том, что танцор быстро учится новому, выносливость и эмоциональная щедрость. Еще для меня важно, чтобы танцор никогда не задавал вопросов, типа: «Что вы имеете ввиду?» или «Что означает это движение?». Ценю дисциплинированность, увлеченность работой, энтузиазм. Вот, пожалуй, примерно таким я вижу классного танцовщика.

Когда вы создали свою танцевальную компанию?

В 1978 году. Я собрал вокруг себя людей, с которыми мне было легко и приятно работать, взаимодействовать, понимать друг друга интуитивно, без лишних слов. Они, по сути, стали моей второй семьей.

В своих миниатюрах и постановках вы часто импровизируете, тогда как многие современные танцоры боятся импровизации, как огня. На ваш взгляд, в чем секрет успешной импровизации?

Чтобы научиться импровизировать, нужно хотя бы раз попробовать. Все приходит с опытом. Когда ты начинаешь двигаться, руководствуясь только своими чувствами и фантазией, ты узнаешь о себе много нового. Каждый раз. Со временем одни движения надоедают, и ты придумываешь другие. Когда танцор много импровизирует, он быстрее растет.

В своих постановках вы не всегда работаете под музыку – танцуете в тишине. С чем это связано?

Когда я только начинал профессионально танцевать и ставить, я очень быстро понял, что в модерне музыка далеко не всегда выигрышна. Она зачастую привносит в танец слишком много ненужных ассоциаций. Поэтому я стараюсь в каждой постановке оставлять «чистый» кусочек танца – танец в тишине. Еще я люблю электронную музыку, которая состоит из отдельных звуков – она яркая и не дает такого количества ассоциативных рядов. Однако мне не раз приходилось работать под самую разную музыку, и я всегда придерживался мнения, что танец не должен «объяснять» ее, он должен говорить параллельно с ней. Это важно.

Какой из своих работ вы по-настоящему гордитесь?

В 1980 году я работал в театре Парижской оперы, и мне посчастливилось поставить сорокаминутный современный балет на музыку замечательного композитора Игоря Стравинского «Пульчинелла». Это была одна из самых интересных работ – в последствии я поставил этот балет еще раз, но уже со своей труппой. «Пульчинелла» – одна из ранних работ Стравинского, основанная на музыкальных мотивах XVIII века. Удивительно легкое и светлое, это произведение сильно отличается от всего остального, что написал этот композитор. Музыка очень подходила моему настрою и мировосприятию тогда, поэтому я с удовольствием работал над постановкой. Если вы слышали «Пульчинеллу», то наверняка обратили внимание на то, что она состоит из множества коротких частей, куплетов, каждый из которых по-своему эмоционально окрашен. Произведение мозаично, фразы к фразе музыка меняется – именно такой обычно и мой танец. Балет Стравинского мне удался, и я могу с уверенностью сказать, что горжусь этой своей работой.

т

Источник: iDance