Школа танцев "Зодиак"

Лацы Джелакаев: «Хаус надо танцевать с улыбкой»

E-mail Печать PDF

ЛАЦЫ ДЖЕЛАКАЕВ: «ХАУС НАДО ТАНЦЕВАТЬ С УЛЫБКОЙ»

iDance: Расскажи, пожалуйста, как ты пришел к танцам? И что послужило причиной выбора этого рода деятельности?

Лацы: Все началось давным-давно. Мне было пять лет. Как-то родители возвращались домой и застали меня танцующим под песню Майкла Джексона «Smooth criminal». Думаю, что у многих была похожая история – лунная походка *улыбается*… Родители сразу поняли, что нужно со мной делать и отдали в школу классической хореографии. Так начались мои первые шаги в хореографии.

Какому стилю ты посвящал свое время в начале своей танцевальной карьеры?

Наверно, после классики это были латиноамериканские танцы – школа «Евродэнс», довольно-таки хорошо всем известная. Однажды я даже занял второе место по России среди юниоров. Потом получилось так, что мне нужно было заканчивать музыкальную школу. Трудно было все совмещать, потому что занятия в музыкальной школе заканчивались поздно, да еще и накладывались на тренировки. В школе мне поставили условие: либо то, либо другое. Таким образом, мне пришлось отказаться от танцев на некоторое время.

А на каком инструменте играл?

Я закончил Прокофьевскую школу по классу фортепиано.

Хорошо, а что было после латины?

Как я уже говорил, в танцах получился перерыв, за время которого мне удалось получить кандидата в мастера спорта по боксу *улыбается*. За три года – в период где-то с десяти до тринадцати-четырнадцати лет – я сумел достичь такого результата. Примерно за два года до получения мастера я со своим другом увидел объявление в газете, что «Jam Style & Da Boogie Crew» открывают набор в группу. Мне очень хотелось научиться танцевать брейк, но не позволяли физические возможности. Я понимал, что это для меня слишком сложно, но все же решился попробовать. Походил несколько раз. Мои ожидания оправдались, хотя мне было тяжело, так как ребята все крепкие были и на  голову ниже меня. А тут вдруг я  – сопля длинная *смеется*. Потом я пришел в группу к Алексу (Алексей Бурнышев – прим. автора), у которого был верхний брейк. Мы танцевали вейвинг, ну и еще что-то наподобие локинга. Поппинга тогда не было. После «Да Буги» я начал уже заниматься легкой хореографией. На тот момент балета «Стрит Джаз» как такового еще не было. Были другие разные команды, в одной из которых танцевал Юра Евстигнеев. К нему ходил заниматься. Потом у меня произошел «перелом», потому что нужно было ехать в Европу. Я работал там. Мне было лет пятнадцать. В Европе был глобальный проект, типа нашей «Фабрики звезд», только назывался «Мегастар». На одном из этих проектов я работал – танцевал. Вернувшись домой, узнал про «Звезду танцпола-2». Меня практически взяли, а я поехал покупать себе джинсы *смеется*. На проект в результате я не прошел. Помню, пришел к «Стритам», какое-то время занимался, но меня почему-то тянуло к Юре Евстигнееву – его стилистика больше привлекала. Когда Юра перешел в «Дункан», все равно продолжал у него заниматься. После «Дункана» был перерыв месяца два, и потом я открыл свою первую группу. Далее пошел «Мэйнстрим». Меня направили в более или менее правильное русло в хип-хопе. В конце концов, я дошел до хауса. Теперь преподаю его в Model-357.

Интересная у тебя история. Раньше ты танцевал и участвовал в баттлах по хип-хопу, а потом резко перешел на хаус. Чем он тебя привлек? Почем именно на него ты обратил внимание?

Может, для кого-то хип-хоп значит намного больше, чем для меня, но для меня есть два танцевальных направления, в которых я раскрываюсь – это джаз и хаус. Хип-хоп все-таки создает какие-то рамки. Я не могу раскрыться полностью, не могу реализовать полностью свое тело. Из-за этого создается такое впечатление, что я танцую не сам, а по шаблону. Может быть, меня так научили, эти же шаблоны навязали. Как в Европе, например. Хотя на последнем JD видно, что люди окончательно отбились от этих шаблонов. Стилистика у каждого настолько яркая, экспериментальная, своя. В общем, хаус больше приносит удовольствия. Да и как-то он мне больше по душе.

Что, по-твоему, самое главное надо знать в хаусе, чтобы научиться его танцевать?

Мне кажется, что нужно знать только одно: Хаус – это не набор базовых движений. Это, прежде всего, движения под музыку. У меня даже, когда танцевал хип-хоп, складывалось такое впечатление, что его нужно танцевать не так, как кажется другим, а так, как чувствуешь ты. Для меня в принципе нет понятия хаус, хип-хоп… Я танцую под музыку. И если человек все-таки хочет добиться своего – а это сейчас больше всего ценится – нужно танцевать, как танцует твое тело, а не как учат это делать на занятиях. Да, база нужна. Но… Впрочем, я неправильно выразился... Не учат, а навязывают. Большинство педагогов навязывают свою стилистику, а нужно все-таки дать человеку открыться.

Насколько быстро ты освоил этот стиль?

Скромничать не буду – хаус я танцую с июля месяца. Я еще участвовал в баттле Марины Оджо против Насти Соболевой и вылетел в первом же туре. И все только потому, что увидел хаус за два дня до баттла. Почему-то сильно захотелось поучаствовать, хотя не знал базы и вообще не представлял себя в этом стиле. Таким образом, хаусом занимаюсь где-то чуть больше полугода. Думаю, что благодаря наличию общей базы, мне быстрее получается его освоить. Я больше экспериментирую. Я не танцую хаус, как люди, которые, например, занимаются им два года. Я просто танцую под музыку, не думая, что это хаус.

Кто был твоим учителем в хаусе? Или ты все-таки развивался сам?

Одно занятие у Вашингтона *улыбается*. Ну и мастер-классы, конечно. Для меня самые лучшие – это Дидье и Рикисоул. Афро-кульутра мне ближе – она более открытая. Сейчас Япония – команда «Hiro» - бесподобно танцует. Смотришь и понимаешь, что у людей это генетически заложено. Боевые искусства сейчас перешли в танцы, что очень здорово смотрится. Но танцевать как они не нужно. Не потому, что это плохо. Должно быть что-то свое.

Хаус сейчас – один из самых популярных и модных танцевальных стилей, как в танцах, так и в музыке. Почему, на твой взгляд, все рвутся научиться его танцевать?

Все новое – хорошо забытое старое. Это, во-первых, в плане музыки. 98, 99, 2000-й год просто кипел хаусом. Он снова появился, потому что так называемый RnB уже не особо интересен. Я не имею в виду, что этот стиль не нужен. Надо осваивать все направления. Просто хаус как танцевальное направление появился у нас недавно, поэтому все его и хотят танцевать. Это говорит также о достаточно быстром развитии танцевальной культуры в России. Уровень растет, и люди уже сознательно выбирают направления, которые им ближе всего.

Для любого танцора одной из главных задач является показать свое мастерство, то, как он умеет двигаться и слушать музыку. Есть ли что-то принципиально отличающее хаус от всех других стилей?

По общему виду можно сказать, что все прыгают *улыбается*, скачут. Хотя... у всех по-разному выходит: кто больше «качает», кто «топчется»… Вообще хаус – это «кач». То есть если в хип-хопе, например, торс человека может застыть на два счета, и движения пойдут в ногах и руках, то в хаусе это практически невозможно. Там постоянно должен присутствовать «кач».

Многие говорят о заимствовании хаусом движений из латины, африканских танцев... Это действительно так?

Да. Потому что по большей части хаус начали танцевать в Америке. Они имеют школу латинских, американских танцев. Американцы придумали этот стиль, а мы его просто-напросто «потребляем». У них все это в крови. То же самое, что у нас: лучше русских калинку-малинку танцевать никто не сможет. Если мы придумаем какой-нибудь новый стиль с народными мотивами, его будут танцевать, только пока об этом никто не думает.

Давай теперь поговорим о преподавании. Когда ты впервые начал преподавать? И еще. У каждого человека свои методы преподавания. Что для тебя главное в этом?

Преподавать я начал уже как три года назад. Тогда это был скоре «клубняк», чем хип-хоп или хаус. На тот момент для меня не существовало никаких прерогатив. Мне самому нужно было научиться преподавать. Я набирался опыта и не задумывался о том, как воспринимают мой материал ученики. Нужно было привыкнуть к тому, что сзади стоят люди, которые «питаются» твоей энергетикой и пытаются получить информацию. Сейчас же для меня самым главным фактором является то, чтобы человек попадал в музыку, слушал ее, делал любые движения. Может, и не совсем правильно, но в музыку. И, конечно, чтобы не нарушалась стилистика. Но музыка – это самое главное. Танец – это движение под музыку, а не мимо нее.

А какое главное требование у тебя к ученикам?

Чтобы они приходили вовремя *улыбается*. Просто я достаточно строгий как педагог. Не люблю расхлябанности и расслабленности во время тренировок. Я могу пошутить, но все-таки хочется создать такое впечатление во время занятия, что я в первую очередь педагог. Да, после тренировки мы можем и поболтать, и сходить куда-нибудь. Я люблю дисциплину. Я за дисциплину, потому что когда человек платит за тренировку, он должен выкладываться полностью, чтобы деньги не были потрачены зря. Еще один важный момент. Человек должен на занятии реализовывать свои собственные мысли, с которыми он приходит.

Все вокруг постоянно твердят о необходимости посещать мастер-классы, так как они очень полезны для развития танцора на любой стадии. Что ты в первую очередь берешь от этих занятий?

Когда происходит процесс изучения связки, мне, безусловно, интересен новый материал. Но в большинстве случаев, когда я ходил на мастер-классы, там учили базу, которую я и так уже знаю. Я считаю, что мастер-класс  необходим больше для новичков. Мне, несомненно, нужна новая информация, чтобы не вариться в своей каше, но стараюсь не разбрасываться.

Есть ли у тебя определенная формула того, как стать профессиональным танцором?

Формулы как таковой нет. Просто я добился результата, потому что много занимался. Мой день начинается с тренировки в одиннадцать часов, которая продолжается до пяти. Потом я преподаю. Главное – заниматься больше. Если человек пришел с нуля и хочет научиться танцевать – особенно если ему лет двадцать пять –  сначала будет трудновато. Потому что ломать свое тело, изменить, почувствовать сложнее, чем восемнадцатилетнему. В любом случае очень важно не только брать материал, но и обрабатывать его. Не стоит разбрасываться на всех преподавателей. Надо выбрать двух – я считаю это количество оптимальным – и заниматься. Да, по поводу обработки информации. Она нужна для того, чтобы научиться импровизировать. Потому что те связки, которые дают преподаватели – это чистая импровизация. Да, есть такие люди, которые готовятся дома. Я же обычно придумываю во время занятия.

Что бы ты хотел изменить в понимании русских танцоров хауса?

Хочется, чтобы люди стали его танцевать с улыбками. Потому что главное в танцах – это прилив положительных эмоций. Во время танца человек должен отдавать себя людям. Он должен танцевать и любить ту публику, которая на него смотрит.

Источник: iDance