Школа танцев "Зодиак"

Алексей Ice: Я хочу, чтобы мое имя фигурировало в истории хип-хопа

E-mail Печать PDF

АЛЕКСЕЙ ICE: «Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МОЕ ИМЯ ФИГУРИРОВАЛО В ИСТОРИИ ХИП-ХОПА»


Хип-хоп культура в России - явление неоднозначное. Различные темы на этот счет поднимались уже не раз, и будут подниматься до тех пор, пока существуют люди, интересующиеся чем-то большим, чем простое выучивание набора танцевальных движений. Соответственно любой подобный материал - есть повод для размышлений и поиска некой истины.


О хип-хопе в Москве мы более или менее представление имеем. Если вкратце, то это большое количество танцевальных школ, баттлы, фестивали, мастер-классы, ди-джей и МС, пестреющие от граффити здания и яркая одежда. Но Россия не заканчивается за пределами третьего транспортного. При этом мало кто знает, что такое хип-хоп вне столицы и, тем более, как он туда попал. Для обзора «нестоличного» хип-хопа пойдем издалека, а именно - с Дальнего Востока. О том, как появился хип-хоп на Дальнем Востоке, а также об особенностях одного из направлений хип-хоп танца - локинга, рассказал Алексей Лопухов (он же Ice).



iDance: Привет, Леш. Ты один из тех, кто занимается развитием хип-хоп культуры на Дальнем Востоке. Расскажи по порядку: что, как, когда, почему?


Ice: Я начал танцевать в 1991-92 году, после того как безумно влюбился в Майкла Джексона и начал «снимать» все его клипы с телевизора, с-кассет, каждое его движение, каждый взгляд, каждый взмах руки.


Спустя некоторое время в главном ДК моего родного города Хабаровска проходил концерт-презентация кружков, и среди прочей ерунды выступал коллектив «Ника» (современные танцы). На то время современными направлениями считались техно, рэп и хип-хоп. Я маме ткнул пальцем и сказал, что хочу вот сюда. Тогда мне было 7-8 лет.


Сейчас?


26. В «Нике» нас учили тому, что было в клипах и на телевидении - тот же Майкл, Джанет Джексон, MC Hammer, Технотроник. Периодически я оттуда уходил, поскольку играл в баскетбольной лиге, и предпочтение всегда отдавал баскетболу. Так я «скитался» до 1997 года. В 1997 году я уехал в лагерь в Находку (под Владивостоком), где меня познакомили с двумя движениями break'а (первая волна break'а у нас пошла еще в 80-е). Приехав домой, я откуда-то записал несколько клипов с break-dance, познакомился с двуми би-боями. Параллельно с этим на другом конце города появилась еще одна подобная команда. Мы встретились, начали вместе развиваться, и в 1997-98 году запустили вторую волну break-dance в Хабаровске.


В 2000-2002 мы открыли на ТВ проект - «Видео школа», где снимали уроки, как это делали «DaBoogie Crew» и транслировали их на весь хабаровский край. В результате break на Дальнем Востоке получил большой толчок в развитие.



Насчет брейкa более или менее понятно. Что насчет других стилей?


Одновременно с занятиями break-dance в 1998-м году я пришел в коллектив «Резонанс» (который, кстати, существует и развивается до сих пор), где началось мое становление как хип-хоп танцора.


В 2004 году мы поехали в Иркутск на чемпионат Street Point 2. В хип-хопе мы были участниками, а в би-боинге уже судили. Там я встретил Александра Рогожина, и на одном из судейских перерывов он показал, что такое freestyle, что есть база, основы, и как с этим работать. На следующий день мы пришли к нему на мастер-классы по стилям popping, locking, hip-hop и hоuse. Полученные знания мы привезли в Хабаровск и начали усиленно работать над базой.

Другими словами можно сказать, что вы стали первым поколением танцоров хип-хопа на Дальнем Востоке?


Да, нас «со знаниями» было двое - я и Владимир Гущин. Мы привезли базу и обучающее по локингу, поппингу, хаусу и хип-хопу как таковому. То есть это уже была не просто «хореография Justina Timberlake», а именно база хип-хопа. До этого момента мы все танцевали связками, не имея представления о freestyle.


Что было твоей мотивацией, когда ты начинал танцевать?


Мне очень хотелось делать то, что не получается у многих, в частности, это break - крутиться на голове и все подобное. В Хабаровске до сих пор на голове крутятся всего несколько человек. С понятием «модно» мы уже потом столкнулись, когда открыли школу, и повалила толпа народа. Сотни детей, и они все хотят танцевать. Только потом мы поняли, что на самом деле, кто-то пришел, потому что это мы, побыть с нами в «тусовке», кто-то потому что думал, что это модно, кто-то - потому что мама думала, что это спорт, и отправила «ручки подкачать».



Чувствуется, ты разочаровался в учениках?


Тогда да, я разочаровывался во всех, кто приходил не ради танца. А сейчас я отношусь к этому нормально. Есть профессионалы, есть любители. Я предпочитаю работать с профессионалами. У меня материал такого уровня, чтобы продвигать людей дальше, а не чтобы они вспотели, были веселыми и всем понравилось. Это не мой уровень. И я лучше от такой работы откажусь, чем буду с маской на лице: «Хей, вам всем классно? Качаем, улыбаемся, йоу! А теперь еще раз, все вместе!». Я называю это «хип-хоп фитнес» - вспотей и улыбнись. Для этого есть свои преподаватели, и они - профессионалы, зачем у них отбирать работу. В ответ я жду того же - чтобы они не ездили и не давали семинары по стилям, которых сами не знают. Здесь я не имею в виду отдельные движения, я говорю о знании концепций и принципов каждого отдельного стиля. Люди, несущие знания, не понимают, что несут громадную ответственность за то, что они делают. И, к сожалению, таких людей большинство. Они могут ничего собой не представлять, но будут делать вид, отрабатывать заплаченные деньги, чтобы понравится ученикам.


Как один из результатов, мы имеем массу стереотипов, в том числе, что определенный стиль надо танцевать только вот так и только вот в этом. Но цена штанов и кроссовок абсолютно не играет роли. До нас хип-хоп был в велосипедках. Вы видели ранние клипы MC Hammer? Где сейчас этот хип-хоп? Хоть одного танцора на баттле увидеть в велосипедках и обтягивающем купальнике. Попробуй, приди, максимум тебе «респектнут», а в общей массе - просто обсмеют.


Сейчас ты больше известен как танцор локинга. Почему ты выбрал именно этот стиль?


Методом исключения. Хип-хоп я уже танцевал. Поппинг - было сложно, точно помню, что-то не получалось. На тот момент я уже хорошо танцевал electric boogie, а поппинг не получался. Хаус - мне не нравилась сама музыка. Это сейчас уже есть знания, позволяющие понять и оценить отдельные композиции по достоинству. Оставался локинг. Плюс в январе 2007 года Рогожин предложил мне стать его напарником по локингу и поехать в Италию на чемпионат Give it Up. После этого я начал усердно готовиться, в мае мы съездили в Италию и проиграли в полуфинале. На то время это было хорошо, тем более для меня - «пацана из Хабаровска».



Расскажи подробнее про локинг.


Самое ужасное - все в России думают, что это клоунский стиль. На самом деле это ошибочное мнение. Как и любой другой стиль, он имеет определенную концепцию, которую тяжело донести с телевизора. Поэтому, когда мы смотрим старые шоу с The Lockers, нужно ясно понимать, что это были постановочные работы. В телевизионном проекте на ABC танцорам необходимо было держать внимание детей на себе, для чего недостаточен был только локинг, просто движения. В результате появились клоунада и мимика, благодаря которым дети смотрели, радовались и улыбались. Для танцоров это была только работа, в результате которой, в том числе, происходила популяризация их стиля на всю Америку. Однако именно оттуда идет неправильное восприятие локинга - «кривляние», клоунада, натянутые улыбки. Но посмотрите топовых танцоров локинга - P.Lock, Go-Go Brothers и других - ни один из них так не делает. Тем не менее, российские танцоры упорно продолжают преподносить этот стиль как клоунаду. Везде, где я был. Я согласен, пускай это будет клоунада, но научитесь сначала танцевать локинг. Если после этого вам захочется ее добавлять, если у вас это будет получаться естественно, тогда не вопрос. Все это ведет к тому, что стиль теряется, падает его популярность. Я знаю очень многих танцоров, которые хотели бы танцевать локинг, но из-за того, что он им кажется «придурковатым», они не хотят опускаться на этот уровень, не хотят выглядеть глупыми и смешными. В результате, многие выбирают поппинг - «стиль джентльменов и гангстеров». Хотя обратите внимание, оба стиля развивались в одно время, в Калифорнии и, в принципе, на одной площадке. И внутреннее состояние, ощущение у них было одинаково. Никто не подходил к девушке и не махал ей в лицо, улыбаясь: «Хей, давай потанцуем со мной, детка! Посмотри, я покажу тебе фокус». Это глупо.



Что можно посоветовать смотреть людям, для правильного понимания стиля?


Тяжело сказать, потому что сейчас никто не танцует локинг в чистом виде. Все топовые танцоры уже адаптировали его под себя, и поэтому неправильно говорить: «Посмотрите P.lock'а, и вы поймете локинг». Нет, у P.Lock'а локинг, но он свой. В этом и задача танцора - он не должен быть на какого-то похож. Начинающих танцоров локеров сразу видно, под кого они косят. Вообще, учиться по - самая большая ошибка. Учиться нужно приезжая на мастер-классы, на чемпионаты. На очень часто есть мастер-классы, на которых показано как человек танцует, но вырезано то, что он говорит. Допустим, у себя на мастер-классах я запрещаю снимать, потому что то, что я говорю, люди не пишут, им не интересно. Интересна только связка, которая делается для того, чтобы весь материал уложился в одной последовательности, и с ним потом можно было работать. В результате связка снимается и передается детям без понимания того, что она несет. Один раз стоит показать базу, дать ее снять на, и все, в этот город ты больше не сможешь приехать, потому что все будут считать, что уже все знают. Хотя приезжаешь через полгода и видно, что материал нужно давать заново, корректировать, объяснять. И хотя говоришь те же самые слова, в очередной раз каждый для себя что-то открывает.


В обучении очень важно личное общение. Сегодняшнее поколение - это жертвы youtube, которые потеряли возможность общаться, даже не имея ее. Остались единицы - мое поколение и старше - те, кто общаются с танцорами. Общаются не в смысле: «О, Niako, можно с тобой сфотографироваться», и не с претензией, «Почему я проиграл?», а нормально: узнают, что сделать, чтобы вырасти. В этом заключается общение. А не так, что: «Я проиграл, судья - отстой, он меня не понял». Плюс молодое поколение начинающих танцоров поппинга смотрят японских матерых попперов - Kite, Gucchon и других. В результате, когда приезжаешь и пытаешься объяснить им концепцию поппинга, слышишь в ответ, что Япония танцует по-другому. Но посмотрите их 15 лет назад, они прошли через то, что даю я, и в результате стали такими, не наоборот. Это своеобразная тропа, самый короткий путь. В этом случае особенно тяжело, ведь ты не выигрываешь чемпионаты, у тебя не миллион просмотров на youtube, поэтому тебе не так верят. Проблема в том, что люди в России не учатся анализировать происходящее.


Кого из российских танцоров локинга можешь выделить?


Кроме меня? *улыбается*.



Наверно, Гудым. И, пожалуй, все. Опять же по поводу обучения. Существует два человека, являющиеся пионерами стиля locking - Don и Greg. То, как они преподносят стиль, отличается в корне.


Когда я был на семинаре у Don'а, он построил концепцию таким образом: «Ребят, вы что, хотите, чтобы я рассказал, как правильно lock делать? Не теми ценностями живете. Делайте движения так, как вы их чувствуете. То есть к геометрии, эстетике (красиво/некрасиво), необходимо добавлять чувства, которые вы при этом испытываете. Главное, чтобы это было максимально естественно, не как у меня, а ваше. Пускай оно первые пять лет будет некрасиво, но потом сформируется стиль. Я был «лошарой», над которым все смеялись, а теперь движения, которые я придумал, танцует весь мир. Но вы не думайте, что на локинге свет клином сошелся, или, если вы узнаете, как правильно танцевать движения, вы будете лучше танцевать. Ребят, мыслите немножко шире и глубже, открывайте, развивайте, зачем так копаться в моем стиле, сделайте свой!»


У Greg'а была другая позиция. Что вам показать? Up? Up - делается только вот так - здесь 90 градусов, lock - только вот так. Почему? Объясняю. Point - мы делали только вот так, и никак иначе. Поэтому если вы хотите танцевать original, слушайте меня. И начинается. Человек знал - чтобы продаться, надо дать то, что хочет увидеть большинство. Но он не дал самого главного - свободы танца. Результаты этих мастер-классов можно видеть по факту.


Локинг как-то изменяется со временем?


Да, добавляются новые элементы, новая манера их исполнения, что-то делается более мягко, что-то жестче. Опять же, понятие свободы в танце дают единицы. Из тех, кого я знаю лично - Рогожин, Junior, Storm, с Wiggles еще по этому поводу не общались, и Пинчер. Пинчер, понятно, двигается с определенными ограничениями, но он продвигает конкретно концепцию boogaloo и здесь ему равных нет. Более того, я уверен, не только в России, но и в Америке и Европе ему нет равных в плане объяснений. Я еще ни от кого не слышал объяснения boogaloo, в том числе от «отцов» этого стиля, даже Electric Boogaloos сами до конца не могут объяснить многие вещи. Важным шагом стал переезд из Хабаровска в Москву.



Пробивался как многие, участвуя во всем и везде?


Переезд был не так проблематичен, поскольку меня уже ждала тогда работа педагогом в «Тодесе». Там я год преподавал то, что называю «хореографией с попыткой внедрения фристайла». А про участие во всем, да, было такое. Однако я всегда старался подходить ко всему профессионально и качественно, поскольку уже с 1998 года я начал «делать себе имя». Сейчас очень многие танцоры, участвующие в баттлах, используют «отмазку» - да я так, чисто «поприкалываться» участвую. То есть человек заведомо знает, что проиграет, и всех окружающих настраивает на то, чтобы к нему не подходили с претензией.


Какие события, баттлы, чемпионаты, в которых участвовал, можешь выделить?


Запомнились те, которые поднимали на новую ступень, в которых испытывал новые ощущения. При этом неважно проигрывал я, или выигрывал. Допустим на чемпионате MIR 2009 проигрыш в полуфинале хип-хопа сильно разозлил нас с Барышевым, но, в то же время, я был доволен, поскольку в этом баттле я взял для себя новую планку. Многое дает не победа, а проигрыш. Поэтому я не сильно расстраиваюсь, когда проигрываю в полуфиналах, что в последнее время часто. Последний раз я вообще не прошел селекшен в Германии, где было около 80 локеров. По-моему, оценка была объективной - посмотрев потом свой выход, я подумал: «Парень, ты точно локер?».



Касаемо организации подобных мероприятий в России - как считаешь, на уровне?


У нас нет шоу, нет танцоров, на которых можно просто придти посмотреть. Допустим, в Париже очень большой процент тех, кто сидит в Bercy, пришли на Salah. Они знают, что он выставляется в двух стилях, и что это будет очень круто. И это действительно лучшие баттлы, потому что он делает шоу. Не могу говорить об этом хорошо или плохо, но сам факт того, что люди платят деньги и получают шоу, есть. У нас же люди платят деньги, а баттлы серые. Плюс часто вставляются показательные номера, по уровню, движениям, музыке оставляющие желать лучшего. И при этом 70% зала все равно будет кричать, как все круто, а выступающие запишут себе это в «послужной список». В результате нет момента развития культуры. Если кто-то сделал шоу, но сделал его «отстойно» - закидайте их, засвистите, зачем стесняться? Пусть там будет мой напарник, друг, но я не буду на вопрос «как?», отвечать «вообще супер!», зачем? Если сделали плохо, пусть знают это, чтобы в следующий раз постарались.

Что еще. У нас часто отвлекают судей. Важно организовать условия, чтобы человек мог работать, оградить его, чтобы у него даже мысли не было отвлечься. Иначе получается, что ты делаешь выход, а в это время судья с кем-то разговаривает. И я еще плачу за это деньги. Ведущие, конечно, отдельная тема. Многие два слова связать не могут, либо думают, что шутят, пользуются тем, что ни у кого не хватает смелости подойти и сказать: «У нас тут что, Юморина 80-ых или Чемпионат?». Все должно быть быстро и лаконично. Когда я вел подобные мероприятия и начинал ерунду говорить, ко мне ребята не стеснялись, подходили.



Сейчас ты живешь в Москве. Поддерживаешь ли связь с родиной? Ездишь ли туда давать мастер-классы? Что происходит с танцевальной культурой на Дальнем Востоке сейчас?


На родину заезжаю минимум 2 раза в год, на семинары и судейство. Там остались ученики и поколение, которое мы растили себе на замену, теперь они там «рулят». В целом развитие пошло быстрее, появилась возможность ездить на чемпионаты в Китай и Корею.


Ты много говорил о минусах развития хип-хоп культуры в России. Но не стоит забывать, что изначально эта культура не наша, мы ее заимствовали. Какой твой вклад в ее развитие в «правильном» направлении. И что должно собой представлять это «правильное» направление?


Проблема состоит именно в адаптации «не нашей» хип-хоп культуры к нашему менталитету. Недостаточно просто взять и использовать готовые понятия без коэффициента на поправку, что мы Россия. Важно не просто прочитать историю, важно связать все факты, события и т.д. в единое гармоничное целое. Этим мы сейчас и занимаемся.


Хип-хопом можно просто «болеть», а можно переживать за него и за его будущее, как за родного тебе человека. Людей, которые заботятся о хип-хопе, а не просто «имеют» его ради денег или еще чего, можно пересчитать по пальцам. Я хочу, чтобы мое имя фигурировало в истории хип-хопа. А правильное направление открывается, когда ты сам себе честно скажешь, что для тебя хип-хоп, и нужен ли он тебе вообще? Ведь можно ограничиться просто танцами, не трогая культуру.


Источник: iDance