Школа танцев "Зодиак"

Стили сальсы

E-mail Печать PDF

Первым стилем сальсы, который увлек Торонто, был так называемый "колумбийский стиль", или иначе "стиль Кумбия". Те, кто начал танцевать сальсу несколько лет назад в Торонто, вероятно, с ним хорошо знакомы. Основной шаг состоит из серии "брейков на пять" (брейки назад по диагонали под углом приблизительно 45°, на счет "1" и "5"). Этот стиль также легко узнаваем по характерному "притопу" (тэп, tap) на шаге без переноса веса (счет "4" и "8", когда танцуют на "1"). Многие танцоры исполняют брейки на "3" и "7", тогда тэп приходится на "1" и "5". Такой танец легко узнаваем, он танцуется по кругу, в отличие от линейной сальсы Нью-Йорк или Л.А. Его также легко распознать по множеству поворотов, которые получаются в результате этой работы ног (видимо, похоже на бальную самбу - прим. переводчика), и его часто "проговаривают" как: "тэп, степ, рок-степ". 

Кубинский стиль и стиль Майами до некоторой степени похожи, особенно в том, что это "мужские" стили, с множеством alardes (такие броские движения руками, когда имитируется приглаживание или расчесывание волос) и сцепленных поворотов ("клинч", в оригинале hook-turns - прим. переводчика). Хотя стиль Майами и имеет кубинские корни, в нем гораздо больше технически сложных вариаций, он как бы более "рафинированный". Впрочем, для большинства танцоров кубинский стиль или стиль Майами - это, в частности, овладение тем "простым", "корневым" стилем, который так трудно изобразить танцорам не латинского происхождения. На социальном уровне, к технике поворотов и работы ног ведомого партнера предъявляются весьма скромные требования. В закрытой позиции танцуется основной шаг мамбо с брейком на "1" или на "3", в зависимости от предпочтений исполнителя. Некоторые танцоры используют в качестве основного шага "Guapea". В этом движении ведущий партнер шагает назад левой на "1", и вперед, слегка по диагонали, на "5". В открытой позиции движения ведомого сводятся к последовательности ритмичных шагов. Смена положений (далее CBL от Cross Body Lead - прим. переводчика) также танцуется в этих стилях, но выглядит более "по кругу", по сравнению с CBL в стилях Нью-Йорк или Л.А. Кубинский/Майами стиль легко отличим по характерным маневрам руками, заставляющим испугаться за партнершу, не причиняет ли это ей невыносимую боль. Просто скажем, что искусство ведомого в этих стилях заключается не столько в технике ног, сколько в умении быть достаточно расслабленным, с очень легкими и мягкими руками. Кстати, сальса в Майами меняется, и в своей последней поездке туда я впервые видела танцоров, стилизующих в своем танце элементы Л.А. Вот вам и Майами!

Руэда Касино - танец, родившийся на Кубе и уже проложивший дорогу во многие города мира. Это коллективный танец (единица коллектива - пара - прим. переводчика), требующий от исполнителей внимательно и быстро выполнять фигуры, следуя командам "ведущего" - кантора. Кантор, обычно один из танцоров, посредством команд, отдаваемых голосом и жестами, ведет танцоров через последовательность коротких комбинаций, некоторые из которых подразумевают смену партнеров по ходу танца. Исполнение руэды на Кубе и в Майами заметно различается. Кубинский стиль подразумевает "не рафинированную" технику, и является, в значительной мере, театрализованным. Например, такие движения, как "Dedo con Derrumbe", "Pablito" или "Adaiberto", не требуют никаких технических навыков, поскольку могут состоять из различных комбинаций прыжков, притопов, хлопков, вокальных партий и даже просто пауз.

Хотя кубинская руэда и не требовательна к исполнителям, она поднимает настроение и вызывает улыбку на лицах. Руэда в стиле Майами, конечно, включает подобные игровые композиции, но главным образом, основывается на движениях, требующих от исполнителя технического мастерства. В обоих случаях Руэда Касино является веселой и захватывающей альтернативой сальсе "один на один". И конечно, она требует от танцора умения синхронизировать свои движения с остальными, понимания ритма и отменной памяти, опытный танцор знает и может исполнить 150-300 команд-движений. Множество комбинаций руэды может танцеваться и просто в паре.

Нью-Йорк и Л.А. стили тесно связаны между собой. И тот и другой стили базируются на основном шаге мамбо и танцуются линейно. Стиль Нью-Йорк называют танцем на "2", хотя многие ньюйоркцы танцуют на "1". Существуют два варианта шага мамбо в этом стиле. Первый - современное мамбо (так называемый стиль Эдди Торреса), и стиль "Палладиум" (по названию знаменитого клуба в Нью-Йорке - "Храма Мамбо" - прим. переволчика). Стиль Эдди Торреса отличается плавным, ровным ритмом движений тела с шагом без переноса веса на "4" и на "8". Стиль "Палладиум" более похож на мамбо пятидесятых, где такой шаг без переноса веса приходится на "5" и на "1". В отличие от современного стиля он более "рваный", синкопированный, его интерпретации исполнителями зависят от положения ног на счет "4" и "8". Стиль Нью-Йорк, как никакой другой, позволяет широко интерпретировать технику основного шага, и здесь я привела самое примитивное толкование.

Стиль Л.А. основан на современном шаге мамбо, но исполняется с брейком на "1". И Нью-Йорк и Л.А. стили включают одни и те же комбинации, которые составляют невероятно богатый репертуар. Их различают лишь тонкие стилистические особенности. Например, если вы смотрите из окна на группу танцоров, исполняющих как Нью-Йорк, так и Л.А., но не слышите музыки и не можете определить, кто на какой счет танцует, вы все равно заметите разницу. Исполнители сальсы Нью-Йорк более сдержаны, элегантны, этот танец позволяет тоньше интерпретировать музыку, дамы в этом танце стремятся раскрыть свою чувственность, чтобы через нее выразить сложность танца. В отличие от тонкой нюансировки исполнителей Нью-Йорка, танцоры Л.А. захватывают ваше внимание невероятным взрывным характером движений, сложными комбинациями и трюками. Здесь танцоры стремятся выразить жесткость и резкость, и при этом жизнерадостность. Партнеры пытаются расцветить базовую технику разнообразными "украсками"...

Другой компонент сальсы, который, кажется, обязателен для танцора, практикующего Нью-Йорк или Л.А. - это "шайнс" (Shines) (вариации, не основанные на основном шаге и часто исполняемые сольно - прим. переволчика). Если коротко, то шайнс -- это то, что позволяет отвлечься от роли ведущий/ведомый и делать что-то свое, и хотя шайнс дают свободу интерпретации обоим партнерам, стремление к гармонии согласованности должно сохраняться. Шайнс не свойственны для кубинской сальсы и сальсы Майами. И хотя родоначальниками шайнс стали танцоры Нью-Йорка, наибольшее развитие эти элементы получили в стиле Л.А., где шайнс приобрели некоторые черты хип-хопа и джазового танца. Такие эклектичные тенденции оставляют танцорам сальсы большой простор для творчества.