Александра Харитонова: «Танец целителен тогда, когда вы не можете не танцевать»

16.11.2012 19:04 Администратор
Печать

АЛЕКСАНДРА ХАРИТОНОВА: «ТАНЕЦ ЦЕЛИТЕЛЕН ТОГДА, КОГДА ВЫ НЕ МОЖЕТЕ НЕ ТАНЦЕВАТЬ»

iDance: Как вы пришли к изучению и практике танца как терапии?

Александра Харитонова: Классическое психологическое образование, которое я получала в Московском университете, уделяло мало внимания практической работе с телом человека и пониманию единства человека как телесно-душевного существа. Однако мне повезло, и я познакомилась с Татьяной Марковной Буякас, психологом и практикующим психотерапевтом, работа с которой вот уже много лет является для меня бесценным подарком и школой глубокого понимания человека.

В рамках ее спецкурсов и внеклассных занятий я познакомилась с методиками недеррективной психотерапевтической работы (Инициальная психотерапия), направленной на раскрытие глубин человека через использование терапевтических методов, а также медитации. Одним из используемых методов был спонтанный танец, а также древний сакральный танец-хоровод.

С тех пор познание себя через внутреннее измерение движения, через изучение и проявление внутренних движений через внешние стал для меня одним из важных способов работы над собой, а также работы с другими людьми – в психотерапевтической практике.

Как вообще сформировалось это направление в психологии? Откуда пошло и почему стало востребовано?

Люди танцевали всегда. Танец является первым способом человека выразить себя, средством коммуникации с людьми, природой, самим собой и Богом.

Развитие танцевально-двигательной терапии и интерес к ней на Западе, я думаю, обусловлен историческим процессом последний двух столетий. Индустриализация, смена религиозного мышления атеистическим, переселение в города и отрыв от корней, традиций, почвы (а значит, и от своего тела!) образовало брешь между человеком и им самим, его телесным опытом. Тело стало лишь внешним атрибутом, которое нужно одевать сообразно моде. То же произошло и с движением. Движения навязываются извне представлениями о правильном или неправильном преподнесении себя в той или иной прослойке общества.

Танцевальная терапия – это возможность восстановить контакт с собой и миром через движение и музыку.

Любая терапевтическая модель, включающая в себя работу с телом человека или с движением, может затрагивать, как в музыкальном инструменте, различные аспекты и уровни человеческого опыта: в зависимости от целей работы, потребностей клиента, а также – не в последнюю очередь – уровня и глубины понимания своей работы самим терапевтом.

Можно ли сказать, что танцевально-двигательная терапия подходит всем?

Мы все имеем тела и любим танцевать. Однако я думаю, не существует панацеи для всех. Ведь все мы ищем свое собственное место, свой шаг, жест, движение...

Стоит ли современному поколению переориентироваться с поголовного увлечения фитнесом на танцы?

Пусть каждый выбирает для себя то, что ему нравится, в чем он чувствует себя живым.

Какие вы можете выделить терапевтические свойства танца?

Прежде всего, танец затрагивает нас целиком: наше тело, наши мысли, наши чувства. Музыка и ритм пробуждают в нас.

Танец танцу рознь. Далеко не каждый ритм или музыка являются однозначно целительными. Важно уловить, что является целительным для каждого человека на данном этапе: какой танец и какая музыка. А для этого важно научиться слышать себя и оставаться в контакте с внутренним движением. И тогда, как говорил К. Роджерс: «Из состояния “слышания” себя – что бы вы ни делали – будет целительным».

Танец целителен тогда, когда вы не можете не танцевать. Будь это танец печали или радости, утраты, поклонения, молитвы или благодарности.

А что такое движения Гурджиева?

Георгий Иванович Гурджиев, философ, писатель, мистик, оставил после себя уникальное по разнообразию наследие. Он написал три книги, и, в сотрудничестве со своим учеником Томасом де Гартманом – русским композитором, признанным в рядах авангарда в начале ХХ века – сочинил более двухсот музыкальных композиций. Кроме того, он создал подборку из двухсот-двухсот пятицесяти танцев и физических упражнений, названных Движениями, и включил их в Работу.

Движения, или, как их называли во времена Гурджиева «сакральная гимнастика», являются важной практической частью его учения, названного впоследствии Четвертый путь. Возможно, поэтому в конце жизни Гурджиев называл себя просто «учитель танцев». Во время своих ранних путешествий и пребываний в храмах и монастырях Среднего Востока и Центральной Азии, Гурджиеву довелось наблюдать и принимать участие в многочисленных древних ритуалах и церемониях.

Он показал, что танец является выражением космического знания и может быть использован как способ познания законов высшего порядка. Сакральные движения стали важной практической частью учения Гурджиева о трансформации человека.

В отличие от субъективности многих танцев современности, танцы Гурджиева выражают объективные, математические законы, управляющие не только психологической эволюцией человека, но и развитием Существования в целом.Около семи лет назад эта традиция вновь появилась в России. Сейчас в Москве и других городах проводятся постоянные занятия движениями.

Что для вас значит сакральный танец?

То, что сейчас известно как сакральный танец, или медитативный хороводный танец, является достаточно широким феноменом, включающим в себя многие древние танцы различных культур: доисторические танцы, танцы Древней Греции, Балкан, Македонии. Как правило, это танцевальная форма, издревле передаваемая из поколения в поколение и несущая в себе определенный опыт. Послание из глубин веком, которое может быть прочтено только через непосредственный опыт прохождения сквозь этот танец своими телом и душой. Этот танец обращается напрямую к нашей сущности, стремящейся найти контакт с чем-то высшим.

Как вы познакомились с Марией-Габриель Возиен? Что она вам дала?

Мое знакомство с работой Марии-Габриель Возиен началось девять лет назад, с ее книг. Мне приходилось читать их на немецком, которым я не владела Затем я обучалась у учениц Габриель в Германии (Центре Экзистенциально-инициальной психотерапии) и Италии.

Я начала работать в этом направлении в рамках психотерапевтической работы с женщинами, а также в открытой танцевальной группе.Важно понимать, что это направление танца является одновременно как терапевтическим, медитативным, так и целительским. В течение трех лет я работала в медико-психологическом центре «Семья+», специализирующимся на решении репродуктивных проблем у женщин. Терапевтическая работа с танцем принесла видимый эффект в работе с женщинами, готовящимися стать матерями.

Личная встреча с Габриель произошла неожиданно. Год назад мы столкнулись случайно в центре Москвы – почти чудо. И тогда я предложила Габриель провести в России первый семинар по сакральному танцу. Так и произошло – год спустя. Я очень благодарна судьбе.

Каковы ваши впечатления от семинара? Поделитесь, пожалуйста, планами на будущее – планируете ли вы еще работать с Марией-Габриель?

Семинар прошел необыкновенно легко. Присутствие и работа Габриель имеет прямое воздействие на сердца людей. Судя по отзывам, это не только мое мнение. В Москве есть постоянная группа сакрального танца, надеюсь, скоро появятся группы в других городах.

Следующий семинар Габриель Возиен – в начале марта!

Источник: iDance