Школа танцев "Зодиак"

Би-боинг - общий ликбез

E-mail Печать PDF
Би-боинг - общий ликбез

Шесть баскетбольных колец висят на стенах большого здания с красным резиновым полом. Стекло на одном из щитов разбито, но всем наплевать. Все глаза устремлены на паренька в центре живого тридцатифутового круга, который сделала толпа. Уже около пяти минут он крутится на голове и меняет позиции тела не менее грациозно, чем заправский фигурист-конькобежец. Когда он прекращает крутиться, то без усилий проскальзывает в windlmill (этот вид кручения тела исполняется на плечах, в то время как ноги молотят воздух наподобие ветряной мельницы). Он вскакивает на ноги в ритме фанк-музыки, которая разносится по залу всю ночь напролет, и делает несколько танцевальных шагов обратно в толпу. Кто следующий? Можете начинать.



Удивительные дела творились в остинском центре отдыха «Montopolis» (что в Техасе) целую ночь напролет; яркие проявления искусства Силы, Быстроты, Баланса и Выносливости, и все - в ритме музыки. У танца есть технический термин: би-боинг, все его так обычно и называют: би-боинг, а танцоры зовутся би-боями и би-гел. Би-боинг быстро превращается в конкурентоспособный спорт. Чтобы оставаться в лучшей форме для исполнения своих акробатических трюков и творческих движений, профессиональные би-бои тренируются по нескольку часов в день.

Первые следы би-боинга можно найти в Бронксе семидесятых. Тогда афроамериканцы, пуэрториканцы и испанцы, которые там жили, занимались поиском новых способов самовыражения. Им это было необходимо – это и привело к рождению хип-хоп культуры. В хип-хопе индивидуальность можно проявить в четырех областях: диджеинг, эмсиинг, граффити и би-боинг. В последние годы мир наблюдает определенный подъем в первых трех, но что творится с последней? Бибоинг пришел к славе на рубеже семидесятых-восьмидесятых, когда средства массовой информации сообразили, что зацепить аудиторию городского центра можно, освещая аспекты хип-хопа, а именно би-боинг, в телевизионной, печатной рекламе, кино и т.д. Эта эксплуатация к началу девяностых привела к падению популярности би-боинга, и, хотя по всему миру сегодня организуется множество крупных соревнований, освещения в массмедиа би-боинг практически не получает.

Однако нехватка информации не помешала многим великим би-боям заниматься своим делом. “Crazy Legs”, один из пионеров би-боинга, некогда участник «Rock Steady Crew» (эта команда снималась в фильмах «Flashdance» и «Style Wars»), как-то сказал: «Би-боинг не умрет. Ведь он не гонится за популярностью и славой. Он появился, когда бандам городского центра нужно было найти новый способ доказать свое физическое мастерство и новый стиль, чтобы выразить свою оригинальность». Би-боинг в Остине развивается так же успешно, как и би-боинг в других больших городах Штатов. Би-бои и би-гел тренируются в остинском центре отдыха каждую ночь среды. Тренировки длятся около двух часов, участников всегда навалом. Beanies (небольшие круглые шапочки наподобие тюбетейки – пр.пер.), свободные штаны и много пота – это обычная экипировка: ребята неслабо вертятся на полу. Первые же движения бэттла легко узнаются: прыжки вверх тормашками, стойки на руках и повороты напоминают гимнастику и капоэйру.

Капоэйра – это техника боя в ритме ударных инструментов. Она появилась в Бразилии в семнадцатом веке. Из-за того, что ангольским рабам не разрешалось обучаться боевым искусствам, капойэра превратилась в танец, элементами которого стали прыжки на голове, быстрые движения ног, ходьба на руках и разнообразные повороты тела. В гимнастике тоже есть нечто подобное: так, из движений, которые делаются на гимнастическом коне, би-бои заимствовали «flare». (Вес тела полностью перемещается с одной руки на другую, а ноги двигаются вокруг тела и не соприкасаются с полом). Помимо капоэйры и гимнастики, би-боинг использует техники бокса и уличного боя в части танца, которая называется «up-rock». «Up-rock» рассказывает историю о танцоре и тех, кто его окружает. Тут принято насмехаться над противниками. Сидишь на корточках, потом быстро поднимаешься и дразнишься пинками и толчками, но никогда не касаешься тех, кто рядом. Во всем этом проявляется хвастовство танцора; «up-rock» усиливает напряженность соперничества. Такое часто можно увидеть в боксе, особенно в боксе Мухаммеда Али.

Развитию би-боинга способствовали определенные виды танца, которые были популярны в двадцатом веке. Некоторые основные движения би-боинг взял из линди, чарльстона, хастла, танцев Карибских островов и Южной Америки. Благодаря объединению элементов различных танцев в арсенале сегодняшних би-боев и би-гел есть множество разнообразных движений. Би-бои чувствуют связь со старой школой хип-хопа и даже с более глубокими корнями би-боинга. Восьмилетний сын Брукс Фредерик учится на би-боя. Брукс хвалит Кэмерона, потому что хочет, чтобы он стал частью этой культуры. Кэмерон латинец, и при этом приемный, а его родители - кавказской национальности. «Мы следим за тем, как он тренируется дома, и берем его с собой смотреть соревнования… би-боинг – это этническое занятие», - говорит Брукс. В интервью «Торонто Сан» 20 мая 1994 года известный би-бой “Mr. Wiggles” объяснил, что основной компонент их хип-хоп шоу «Concrete Jungle» - «духовная связь с исконными, черными и испанскими корнями». Гэбриел Моралес, участник «Masterz of Mayhem» техасского Эдинбурга, чувствует, что его crew не что иное, как банда. «Это люди, с которыми ты проводишь все свое время, с которыми постоянно тренируешься. Я чувствую себя так, словно у меня общие обязательства со всеми другими би-боями и би-гел», - говорит Моралес. Благодаря би-боингу он близко общается также и с семьей. Четыре года назад его брат показал ему, как танцевать брейк, и теперь команда Моралеса расширяется главным образом за счет членов семьи и близких друзей.

Культурное значение би-боинга для сегодняшней молодежи очень велико, даже если она этого и не признает. Би-боинг - стиль жизни, а не просто спорт или танец, и би-бои стараются донести это до новобранцев. “Mr. Wiggles” однажды заявил: «Для меня культура - это не только музыка, танец и изобразительное искусство. Это также и то, как ты одеваешься и говоришь, твоя еда и даже твоя походка».