Школа танцев "Зодиак"

Rencontres de la Villette: Hip Hop за пределами танцпола

E-mail Печать PDF

RENCONTRES DE LA VILETTE: HIP HOP ЗА ПРЕДЕЛАМИ ТАНЦПОЛА

С 16 по 27 апреля в Париже прошли очередные ежегодные «Встречи в ля Вилетт», посвященные культуре улиц, культуре в стиле Urban.

Впервые «Встречи» имели место в 1996 году и назывались «Государственные встречи городских танцоров в ля Вилетт», в то время уличная культура уже была широко известна жителям многонациональной Франции. Однако спустя несколько лет мероприятие переименовали во «Встречи культур urban», что, по мнению организаторов, гораздо более точно отражало суть происходящего: артисты все чаще осмеливались к танцу добавлять элементы других направлений хип-хопа, смешивать, сливать воедино музыку большого города, бит-бокс и граффити. Примерно в тот же период танцоры начали тесное сотрудничество с хореографами уже признанного направления, contemporary dance: стали появляться настоящие спектакли, лейтмотивом которых проходили уличные танцы; мастера брейк-данса, попперы и локеры из клубов, с танцполов, постепенно начали перемещаться на театральную сцену. Пока в России танец хип-хоп все еще набирает обороты, развиваясь с невиданной скоростью, собирая вокруг себя все больше и больше адептов движения, но все же оставаясь зрелищем для завсегдатаев ночных клубов и посетителей специально организованных баттлов, во Франции вовсю идет процесс приручения и «окультуривания» уличного танца. Преподнести публике самые последние тенденции, рассказать зрителям, большинство из которых к танцевальному миру имеют самое прямое отношение, о новых веяниях, продемонстрировать необычное искусство, вдохновленное городскими пейзажами – пожалуй, это и есть главная задача «Встреч».

Сейчас из национального ежегодное мероприятие стало международным: в 2008 году в нем участвовали артисты из Франции, Бельгии, Конго и даже Лаоса, ди-джеи для ночных вечеринок были приглашены из Соединенных Штатов. А само действие с 2003 года организаторы переименовали во «Втречи в ля Вилетт», отбросив все лишнее и тем самым открыв двери всем артистам, творящим в стиле urban.

В этом году программа «Встреч» была более чем насыщенной, пронизанной духом смешения стилей и диалога различий и культур: «диалога наций, социальных групп, поколений». В течение двух недель фестиваля было показано с десяток спектаклей и театральных представлений, открыто несколько выставок, свое мастерство парижанам показали французские и американские ди-джеи. Любой желающий и совершенно бесплатно мог посетить конференцию, посвященную истории хип-хопа как танцевального направления.

Среди участников «Встреч в ля Вилетт» мы не увидим имен, которые сейчас у всех на слуху – хореографов популярных артистов или участников международных баттлов – но оттого представления, интерпретированные опытными хореографами, не всегда имеющими возможность выйти на большую театральную сцену, становятся лишь интереснее. Так, в этом году одним из увлекательнейших зрелищ была «Платформа хип-хоп»: на сцену один за другим выходили команды, состоящие из настоящих профессионалов своего дела, танцоров с большой буквы «Т», но пока еще не носящих громких имен.

Первыми свой спектакль представили четыре юноши и девушка из далекого Лаоса; они лихо отплясывали брейк, совмещая его с элементами национального азиатского танца. Уличная хореография с кручением на голове чередовалась с по-азиатски хитроумно вывернутыми запястьями танцовщицы.

Вслед за азиатами, мирно собирающими рис, на сцену вышло воинственное трио: две крепко сложенные стройные девицы и молодой человек. Строгая, геометрически построенная хореография требовала от них неимоверной точности, и «Трио» справилось с этой сложной задачей. Несмотря на проблемы с музыкой, артисты блестяще оттанцевали программу: пока молодой человек выворачивал лок, девушки вытворяли невероятно четкую акробатику! Игра света: три луча, опущенные на каждого из танцоров, – передавали все нюансы, все малейшие точки, сделанные исполнителями...

Следом на сцену вышли шесть человек в непонятных серых и коричневых костюмах, напоминающих мешки из-под картошки. Хореография Ultimatum Step, так называется команда, – это обычные движения, выполненные достаточно четко и сложенные в последовательность: один за другим танцоры повторяли одно и тоже, в итоге образуя волну, своеобразный узор из движений! Это было шикарно! Локинг, попппинг, бугалу, брейк – гремучая смесь! В течение получаса (!!) они, без малейшей ошибки, без единой помарочки держали зал в напряжении. Это было великолепное выступление, зрители в зале буквально сидели на краю своих стульев!

Чтобы они могли скинуть излишнее напряжение, далее зрителям на суд предложили небольшую танцевальную комедию, исполненную двумя французскими хореографами. Перед глазами публики предстали два странных дяденьки, они не так много танцевали, но они играли. И как играли! Мимикой, глазами, всем телом! Глупый, но забавный и чрезвычайно добродушный спектакль о том, как хоперы делят одежду, но зал ревел и гудел от восторга. Они, без сомнения, молодцы и профессионалы, хотя на актеров они были похожи гораздо более, нежели на танцоров.

Напоследок организаторы оставили непонятных сомнамбулистических арабов-наркоманов. Цитируя оного известного танцора: «Я не знаю, что мне надо покурить или понюхать, чтобы так танцевать». Первую часть спектакля они ходили нервной, но заторможенной походкой по сцене, потом начали передавать один другому некие ящики-урны. Танцоры кривлялись и извивались, пока не появился еще один, четвертый араб, в отличие от остальных, лысый. На сцену сверху посыпался песок, а он сидел под этим песком и радовался, ковырялся в нем, пока трое корчились сзади. Песочек-то, видимо, был волшебным! Трое бегали вокруг лысого, поклоняясь ему, а тот показывал им, куда складывать ящики с волшебным песком. Потом один лег, и лысый надел волшебный ящик ему на голову, а затем и остальным двоим. Они снова начали дергаться, потом сняли урны-ящики с лиц, надели ящик на голову дилеру, а сами начали резвиться с песочком. Зал ревел....

В общем, ничего похожего на привычный хип-хоп здесь не показали. Хип-хоп на грани, за гранью, вне ограничений – вот новая танцевальная волна, захлестнувшая старую добрую Европу, да и остальной мир тоже.

Были и другие выступления, но особо хочется рассказать о жителе парижского пригорода, молодом артисте Марко, который как никто другой понимает законы распространения света и умеет рисовать огнями. Работая в темноте, художник всегда слушает свои инстинкты, свой внутренний голос, создавая свои световые картины. Используя фотоаппарат с большой выдержкой и карманные фонарики, Марко создает свои произведения, демонстрируя необыкновенную виртуозность. На этот раз любой посетитель «Встреч» мог не только посмотреть выставку его работ, но и принять непосредственное участие в их создании. Завершило же действие живое представление при участии танцоров.

В общем, такие «Встречи» – это настоящий праздник для тех, кто с чувством, с душой, серьезно отнсится к делу, любит хип-хоп и хочет доказать, что уличная культура – это настоящее искусство, пропитанное духом больших городов. В России, к сожалению, если и существуют сейчас подобные мероприятия, то в глубоком андеграунде, но учитывая нынешние темпы развития хип-хопа в России, мы можем ожидать, что уже в самое ближайшее время и мы сможем ходить в театр, чтобы посмотреть на первоклассных брейкеров.