Школа танцев "Зодиак"

Зрителям этнических танцев

E-mail Печать PDF
ЗРИТЕЛЯМ ЭТНИЧЕСКИХ ТАНЦЕВ


Автор: Morwenna Assaf, директор Art/Dance Academy Complex, Оушнсайд, Калифорния


Этот материал написан для всех учеников, учителей, танцоров и остальных, кто составляет нашу широкую аудиторию. Любое искусство ценно своим эмоциональным воздействием на воспринимающего. Все мы, как исполнители, надеемся, что нас оценят по достоинству. У нас, актеров, есть только один шанс порадовать публику. Как только движение сделано, оно мертво. Нечего и надеяться его спасти. С ним - всё. А критикуют зрители долго. Важно быть хорошим зрителем – уметь хорошо оценивать. Надо уметь видеть больше.

Я собираюсь разделить этнический танец на:

1 – коммунал
2 - перфоманс


Коммунал. В нем принимает участие сообщество. Линейные танцы – коммунал. Греческий, армянский, ливанский или сирийский бальный танец, пока он не является соревновательным, коммунал. Когда вы смотрите на коммунал, вы проникаетесь его духом. Это не выступление как таковое. Это скорее состояние души.

Народное танцевание, представленное на сцене, перестает быть коммуналом и становится перфомансом. То же самое с транс-танцами и всеми женскими танцами. Но даже при переносе их на сцену цели и техника должны быть сохранены.

Перфоманс. Какие бы телодвижения ни ценили разные культуры, есть два основных вида этого танца

1. Коммерческие

В ночных клубах



- Предназначен для развлечения, приятного проведения времени
- Бросается в глаза и понимается элементарно
- Должен победить звон посуды и шум беседы
- Как сказал Bobby Farrah, «Люди не пьют святую воду»
- Цель - развлекать

На телевидении



- Прямоугольник - плохая оправа для танца
- Эмоции теряются (а эмоции – сущность танца)
- Ограниченные передвижения камеры сокращают поле обзора
- В большинстве студий бетонные полы
- Телесъемка плохо передает динамику

В кино



- Лучше, чем телевидение
- Пересъемки создают неестественную гладкость, рафинированность
- Крупный план все портит
- Нарезка кадров убивает самую лучшую хореографию

2. Танец-искусство. Здесь три основных вида: балет, современный танец и этнический/мировой танец.



Танец-искусство – это вечернее выступление на концертной сцене или по крайней мере ее подобии. Зрители приходят, не надеясь на развлечение – ради просветительской выгоды образования и наставления. Поэтому должен быть определенный настрой.

Этнические/мировые танцы – это «подданные» других государств. Согласно La Meri, «чтобы полностью оценить все аспекты этнического танца, надо танцевать всю жизнь». Мы разделим данную категорию на следующие подвиды:

Raks Orientale/беллиденс
Фольклор, например, женские региональные танцы и фолк-танцевание (коммунал -линейное танцевание)


Все танцы, не являющиеся восточными, относятся к западным. Все неазиатские и недальневосточные народы – западные. Вспомните, где расположены страны. Фламенко/Испания, например, на западе, так же как и греческие, турецкие и армянские музыка и танец. Их музыка не четвертитоновая. Арабская музыка четвертитоновая и вместе с арабским танцем относится к Востоку. Все страны Среднего и Ближнего Востока считаются Восточными, поскольку находятся на азиатском континенте (в том числе Ливан).

ВОСТОЧНЫЕ

Движения идут от талии (эмоциональность)
Ноги обычно босые, движения ног бесхитростные и сами по себе выразительные
Техника основана на множестве нюансов
У каждой части тела своя жизнь, линия и ритм
Пальцы рук по большей части направлены к людям (контактоустанавливающее средство)
Движения концентрические
Эмоции танцующего выражают его личность в рамках контекста танца
Большинство танцев родом из храмов и являются чувственными, но не сексуальными
Танцы умиротворяют, а не наоборот
Хореография связана с эмоциональной динамикой
Невидимый занавес у края сцены или места выступления
Высшая форма танца основывается на следовании древним танцевальным правилам
Каждая часть тела, включая лицо, действует по особым законам


Как критик-самоучка, вы должны знать, что видите перед собой. Сначала научитесь оценивать само танцевание. Под критикой я не имею в виду осуждение. Вы не сможете судить каждое выступление одинаково. Никогда не требуйте совершенства. И снова цитата La Meri: «Искусство способно на совершенство, его создатель – нет». У танца множество обличий. Когда танцор появляется на сцене, попробуйте оценить его, а потом расслабьтесь и получайте удовольствие. Если вы собираетесь на творческий вечер студентов, не ждите от выступления профессионального блеска и безупречности. Вы получите удовольствие, если будете судить с точки зрения соответствия серьезности, с которой танцуют ученики, целям и значению демонстрации.

Определитесь с тем, что лично вы ищете в выступающем. Технику? Эстетическую привлекательность? Эмоции? Чтобы постичь артиста, нужно впустить его в свой мир. Давайте оценку, где это требуется. Оценивайте тех, кто делает вклад в продвижение искусства. Выступающий – это всегда шаг вперед. Танец – это национальное средство интернационального понимания. Аплодируйте, и пусть молодой поднимающийся вверх артист изучает это высочайшее из искусств, пусть он живет – физически и духовно. Танцоры растут только с опытом.

Становитесь зрителем стольких выступлений, скольких только можете: вы сами будете учиться технике и выразительности. Они вдохновят вас на собственные свершения. Они смогут взлелеять в вашем сердце идеи, о которых вы даже не мечтали. Вы поймете, что и зачем делаете на танцевальных занятиях. Вы поймете, почему вам снова и снова хочется повторять одни и те же упражнения. Помогайте всем вашим знакомым танцорам постичь искусство – и помогайте себе.

В отличие от спорта, танец не соревнование; по крайней мере, не должен таковым быть. Кое-что отделяет его от соперничества. Возбуждение танца проистекает исключительно из самого события. Если танец исполнен хорошо, победители в нем – все. Театральный танец обычно включает в себя гораздо более сложные эмоции, чем спорт, и, безусловно, он не менее сложен по структуре.

Танец – это движение, организованное так, что смотреть на него само по себе награда; искусство создания танца называется хореографией. Из-за того, что у танца так много обличий, зритель должен смотреть на каждый танец свежим и непредубежденным взглядом. Все танцевальные стили разные, некоторые из них непосвященному могут показаться решительно странными. Обычно танец сопровождается адекватной музыкой, которая подчеркивает жизненность ритмики или создает определенную эмоциональную атмосферу. Эффективности выступлению могут прибавлять костюмы. Танцоры существуют одновременно во времени и пространстве, и интерес танца кроется в пространстве, времени, положении тел, энергии, динамике и ритмической организации движений.

Отсюда берется активность и интерактивность танца. Танец связывает людей, вызывает в нас отклик. Танец не просто визуальное искусство, он еще и телесен; он взывает к присущему нам чувству движения. В то время как мы наблюдаем за танцорами на сцене, наша собственная мышечная система реагирует на напряжение или расслабление в их действиях. Мы не только смотрим на то, что происходит, мы и эмпатически ощущаем это. Искусство танца старо как род человеческий.

Ссылки:

Anderson Jack, Dance
Loren, Teri, The Dancer’s Companion
La Meri, Dance Composition