Школа танцев "Зодиак"

Цимбалы в пространстве

E-mail Печать PDF
ЦИМБАЛЫ В ПРОСТРАНСТВЕ



Если вы всерьез прониклись мыслью о том, что игра на цимбалах существенно обогатит ваш беллиденс, и научились неплохо разбираться в базовых ритмах; если у вас есть одна или две песни, под которые вы можете станцевать – стоит начать учиться игре на цимбалах. Приступая к этому делу, вы, вероятно, заметите, что во время игры на этих инструментах вы начинаете танцевать гораздо хуже. Вы обратили внимание на то, что ваши руки становятся безжизненными и походят на руки робота? Может быть, вам теперь труднее даются ровные перемещения рук из одного положения в другое? Когда вы учитесь играть на цимбалах, то выходите из собственной зоны танцевального комфорта. Этому есть несколько причин. Данная статья поможет вам научиться играть на цимбалах так, чтобы это одновременно было и красиво и удобно.

Самое главное – не забывать о том, что эти маленькие металлические диски на ваших пальцах – полноценные ударные инструменты. Однако ваша работа как танцовщицы немного сложнее, чем работа музыканта. Вам приходится выступать не только в качестве звукового украшения музыки, но и поддерживать грацию и красоту танца. Представьте, что было бы с музыкой, если бы музыканту, допустим, скрипачу, внезапно пришлось переместить скрипку с обычного места на колено. Это изменило бы не только положение рук и положение инструмента в руках, но и само звучание. К счастью, скрипачам не нужно танцевать и играть одновременно, и не нужно перемещать свои скрипки в пространстве.

Вы можете испытывать неудобство, пытаясь исполнять движения руками во время игры на цимбалах, по нескольким причинам. Во-первых, когда вы удаляете цимбалы от своих ушей, вы слышите, как меняется их звучание. Выберите из движений бедрами на месте два любимых. Наденьте цимбалы и сыграйте ритм галопа, держа одну кисть рядом с ухом, а другую – как можно дальше от себя. Добавьте к игре любимое движение номер 1. Исполняйте его, пока не почувствуете дискомфорт от совмещения движения рук и движения бедер. Затем смените движение 1 на движение 2, одновременно поменяв положение кистей так, чтобы та, которая была ближе к голове, стала дальше, а другая – наоборот ближе. Пытайтесь сохранить изящество движений, как если бы вы выступали на сцене. Вы заметили, что изменение дальности источника звука приносит определенное неудобство? Может быть, оно и не выбивает вас из танца, но определенно привлекает внимание к перемещениям рук.

Теперь расположите руки у бедер и снова исполните ритм галопа. Добавьте любимое движение номер 1. Затем поменяйте его на движение 2, одновременно грациозно поднимая руки над головой. Обратите внимание, как во время смены положения меняется звучание. Вы можете потренироваться в игре, добавив новый ритм, изменив основной звук (звон, щелчок, приглушенный звук) или изоляции.

Также необходимо обратить внимание на ощущения от самих цимбал во время изменения положения рук. Станьте в базовую позу с кистями, обращенными ладонями вверх. Сыграйте галоп. Затем поверните ладони вниз. Чувствуете перемещение веса цимбал? Постарайтесь привыкнуть к этому, играя на цимбалах в положениях «руки подняты над головой» и «руки у бедер».

Как только вы привыкнете к этим небольшим вариациям звучания вашего инструмента и ощущения от него, приступайте к следующим упражнениям, развивающим навык игры.

Растяжка с цимбалами

- Подберите примерно час хорошей музыки. Она не обязательно должна предназначаться для игры на цимбалах, поскольку это упражнение посвящено не столько игре, сколько перемещению цимбал в пространстве.
- Сядьте на пол и раздвиньте ноги так широко, как только можете.
- Начните исполнять простой ритм галопа.
- Сохраняя спину прямой, слегка поверните кисти и сделайте «змеиные ручки» в течение 16 счетов (4/4, 4 раза) или большего количества счетов. Ритм должен быть ровным, движения рук – плавными.
- Наклонитесь вперед, не переставая играть, на максимально возможное расстояние. Задержитесь в этом положении на следующие 16 счетов.
- Продолжайте растягиваться, наклоняясь попеременно в правую и левую сторону. Ритм должен быть максимально ровным и не должен выбиваться из музыки. Исполняя упражнение, сгибайте руки в локтях, приближайте цимбалы к ушам и отводите к коленям.
- Когда научитесь хорошо исполнять ритм галопа, начинайте работать с другими ритмами.
- Играйте на цимбалах во время других растяжек на полу. Разнообразьте растяжки, чтобы научиться игре в различных положениях тела и условиях. Помните о сохранности ритма.



Переход

Теперь пришло время научиться делать переход от одного положения к другому. Примите удобную позу в приседе, так, чтобы руки не были задействованы, и начните играть на цимбалах. Не переставая играть, медленно поднимитесь в положение стоя. Если хотите, добавьте изоляцию. Предположим, вы только что изменили уровень, согнув колени и исполнив сбросы бедрами. Теперь с вытянутыми руками, поднятой грудью и прямой спиной (как на выступлении) поднимитесь обратно.

Упражнения в положении стоя

1. Еще одна вариация уже известной вам растяжки. Станьте в положение, при котором расстояние между ногами чуть больше ширины плеч. Начните играть какой-нибудь ритм. Вдохните и поднимите руки над головой. Медленно нагнитесь вперед, выпростав руки перед собой. Во время растяжки не сгибайте спину. Вовлеките в работу пресс. Задержитесь на угле девяносто градусов на десять секунд и продолжайте играть. Затем наклонитесь вперед настолько, насколько можете, пусть руки коснутся пола. Готово. Возвращайтесь в исходное положение, продолжая играть.

2. Начните в положении с широко расставленными ногами. В этом положении вы еще не чувствуете напряжение в мышцах, но если слегка наклонитесь вперед или в сторону, то почувствуете. Начните играть на цимбалах и играйте столько, сколько вам нужно, чтобы привыкнуть к ритму. Затем сделайте «ветряную мельницу». Это упражнение, в котором вы совершаете вращения верхней частью тела по кругу: сначала в одну сторону, затем вниз, затем в другую сторону, затем вверх. Ваши руки должны следовать движению вашего тела. Обратите внимание, что упражнение делать нельзя, если во время его исполнения вы чувствуете боль.

Хождение и работа бедер

Как только вы освоитесь с перемещениями рук и изоляциями в положении стоя на месте, можно переходить к перемещениям в пространстве всего тела. Примите вашу базовую позу и начните играть на цимбалах. Затем пройдитесь самым простым, базовым шагом.

Как только научитесь ходить, не сбиваясь в игре на цимбалах, проделайте следующее:

1. Пройдитесь в течение восьми счетов.
2. Исполните большой медленный круг бедрами, следуя руками за движением тела, ИЛИ исполните прогиб назад со «змеиными ручками». Чем более ровным получится движение, тем лучше.
3. Пройдитесь в течение еще восьми счетов.
4. Остановитесь и совершите какую-нибудь работу бедер, не переставая играть на цимбалах.
5. Подумайте о том, что варианты движения почти бесчисленны.

Теперь вы можете совершать перемещения рук, корпуса и всего тела одновременно с игрой на цимбалах, как если бы их не было вообще. Попробуйте станцевать под любимую песню. Скорее всего, вы обнаружите, что теперь слушать музыку и реагировать на нее в танце гораздо проще, и при смене положений вы не испытываете никаких неудобств.