Школа танцев "Зодиак"

Сotton Club, или золотое время американской чечетки

E-mail Печать PDF

COTTON CLUB, ИЛИ ЗОЛОТОЕ ВРЕМЯ АМЕРИКАНСКОЙ ЧЕЧЕТКИ


Танцы в сердце Гарлема


Нью-Йорк. Квартал Гарлем. Время запретов. Owney Madden, контрабандист и гангстер (он провел 9 лет в тюрьме в Sing Sing за убийство Patsy Doyle) покупает в 1923 году Deluxe club у американского боксера Jack'a Johnson'a. В дальнейшем заведение будет переименовано в Cotton Club в честь плантаций хлопка, на которых трудились темнокожие с юга США. И не случайно посетители местных заведений были исключительно белыми, а артисты и обслуживающий персонал были черными. Здесь политика сегрегации была значительно сильнее, чем в любых других места поблизости. Обстановка данного места была экзотической - декорации представляли собой африканские джунгли, - и посетителям нравилось приходить сюда, чтобы уединиться. Вскоре Cotton Club становится обязательным местом нью-йоркских полуночников, а также главным танцевальным местом в Гарлеме. Это было первое заведение, где использовался минимум декораций с целью придать значимость предложенным выступлениям и постановкам (они обновлялись два раза в год). Труппа танцоров-певцов афро-американского происхождения, но со светлой кожей, девушки из хора, едва одетые, исполняли похотливые танцы под дъявольские звуки джаза. Среди этих танцовщиц можно было встретить Lena Horne.



Колыбель чечетки


Стоит также уточнить, что квартал Гарлем сам по себе переживал определенные изменения: постепенно он заселялся темнокожими рабочими с юга. Оставалось совсем немного до того, чтобы Гарлем стал новым пристанищем черных танцоров. Новый степ, звучащий под джаз и дансхолл, появлялся в Гарлеме. Появлялись новые шаги, лица, комбинации и ритмы. Среди известных имен того времени можно выделить Bill'a Robinson'a (его называли Bojangles): он знаменит тем, что изобрел «танец лестницы», который состоит из шагов вверх и вниз по ступенькам. Обладающий особенным чувством равновесия, Bojangles танцевал степ даже в пуантах, забавляя зрителей анекдотами и комическими пантомимами. Также можно выделить Nicolas Brothers, которые смешивал чечетку и акробатику (повороты, прыжки, наклоны), они также придумывали хореографические комбинации, включающие танцы на стене. Известны также Buck и Bubbles: они были первые, кто стал включаьб в свой танец синкопу, что позволяло делать танец легким и очень быстрым. Звучание степа становилось более разнообразным, оно разбавлялось паузами и легкой небрежностью. Bubbles является изобретателем стиля rhythm and tap и heel and toe. Не стоит также забывать о Berry Brothers и их flash act короткие номера, которые основаны на неожиданном визуальном и слуховом эффекте, составленных в стиле strut (афро-американский танец).



Какова была их общая цель? Танцевать на сцене Cotton Club. С 1927 года пианист и композитор Duke Ellington становится постоянным дирижером этого места, и его концерты начинают транслироваться по радио - это позволяет еще больше увеличивать популярность клуба и его танцоров. А связь танцев и Duke была значительная, так как все его концерты сопровождались танцами.


Интеллектуализация Джаза


В 1936 году после бунтов, которые коснулись Гарлема, Cotton Club был временно закрыт и открыт снова через год уже на Бродвее. Посетители клуба становились более статные и чопорные. Танцы изменились в этом же направлении. Также в 40-ых годах дуэт Coles и Atkins обозначили новый период в истории степа. Они встречаются в Cotton Club в недрах Cab Calloway's Orchestra и создают свой ансамбль, которые содержит в себе тонкость и элегантность. Одетые в строгие костюмы, они делают акцент на четкости ритма. Кульминацией их выступления является последовательность из скользящих шагов, звук которых иногда был усилен за счет насыпанного песка на полу. Изменения содержались и в музыке с появлением свинга, который представил новый вариант воспроизведения джаза.


К сожалению, 10 июня 1940, Cotton Club был вынужден закрыть свои двери, в том числе и по причине увеличения арендной платы в связи с Великой Депрессией и угрозой налогового мошенничества, в которой подозревались управляющие клуба. Не считая изменения влияния с появлением бибопа и определенной интеллектуализации джаза, которая не всегда одобрялась посетителями. Степ также начал сходить на нет и постановки теряли свою привлекательность. Этот пик джаза и танца прошел, но ностальгия по тем временам сегодня продолжает находить ценителей свинга с той самой роскошью, изобилием и артистичностью. В наши дни существуют кабаре, которые носят имя того клуба, и музыкальные спектакли, которые отдают дань тому золотому времени джаза.



Голливуд, белый бастион степа


После кризиса золотая эпоха степа подходила к концу. Большинство театров Бродвея закрывали свои двери. Некоторые артисты ринулись в киноиндустрию Голливуда и его музыкальные комедии, чтобы как-то спасти свою карьеру. Однако танцорам степа, которые были к тому же темнокожие, повезло меньше, они стали лишь простыми аниматорами. В музыкальных комедиях танцы степа использовались лишь в качестве фона. Только лишь некоторые знаменитые танцоры выступали на американских сценах. Многим позже, уже после 70-х годов, степ как искусство в широком смысле этого слова стал снова вызывать интерес с приходом нового поколения танцоров, но ими уже преимущественно являлись белокожие девушки.